Некоторые аспекты оптимизации параметров ядерного топлива для ВВЭР
1. Достигаемая глубина выгорания топлива при проектном обогащении должна быть, с одной стороны, выше проектной (что и является исходной целью вносимых изменений) или сохраняться на проектном уровне при пониженном обогащении; с другой стороны, повышенная глубина выгорания топлива должна быть на уровне, при котором обеспечивается работоспособность твэл в течение срока пребывания их в реакторе.
Предельно допустимое значение глубины выгорания топлива в значительной мере зависит от соотношения геометрических размеров основных компонентов (двуокиси урана, оболочки, газового объема), а также от рабочих параметров под оболочкой твэл и прежде всего, конечно, от удельных тепловых нагрузок. Характер и степень влияния вносимых в конструкцию изменений анализируются соответствующими термомеханическими расчетами.
2. Теплогидравлические характеристики ТВС зависят от геометрических размеров элементов топливной решетки и компоновки основных конструкционных узлов (твэл, направляющих каналов ПЭЛ, чехлов ТВС, дистанциирующих решеток). Их влияние на режимы охлаждения твэл в различных ситуациях также должно предварительно анализироваться путем проведения теплогидравлических расчетов, как для нормальных условий, так и при нарушениях нормальных условий и при постулируемых авариях. Далее могут потребоваться экспериментальные проверки.
3. Динамические характеристики активной зоны в целом и поведение реактора в различных ситуациях в значительной мере находятся в зависимости от величин коэффициентов реактивности по параметрам теплоносителя. От знаков этих величин обратная связь с мощностью изменяется принципиальным образом (от отрицательной до положительной). Соответствующие анализы требуют проведения достаточно детальных нейтронно-физических расчетов коэффициентов реактивности и расчетов переходных и аварийных режимов.
4. Особое место должны занимать исследования по проверке приемлемости (или для определения необходимых изменений) водно-химического режима теплоносителя I контура в том случае, если намечено использование других, отличных от проектных материалов для изготовления конструкционных элементов ТВС. При этом обоснование новой конструкции должно быть как расчетное (с точки зрения поведения и свойств нового материала во всех проектных режимах), так и экспериментальное для проверки долгосрочных эффектов взаимодействия этого материала с теплоносителем.
5. При изменении принципов взаимодействия конструкционных элементов ТВС или технологии их изготовления необходимо проведение представительных ресурсных испытаний (прочностных, вибрационных и др.).
Одновременно с указанием основных критериев, характеризующих приемлемость нового измененного топлива, следует отметить важную специфику данной проблемы. Она состоит в том, что измененное топливо предназначается к использованию в эксплуатируемых реакторах, проекты которых разрабатывались на основе норм и требований, действовавших в прошлом. Зачастую новые проекты реакторов разрабатываются уже по современным нормам, значительно более жестким, и это позволяет ориентироваться на повышенные характеристики топлива (прежде всего глубину выгорания). В действующих же реакторах при использовании нового топлива или при организации новых топливных циклов, как правило, исходят по-прежнему из устаревших норм и требований, по которым разрабатывались ?старые¦ реакторы. Сказанное, прежде всего относится к оценкам радиационной безопасности, в обеспечении которой именно характеристики топлива могут играть основную роль, если исходить из трудностей внесения соответствующих изменений в станционные системы и регламенты эксплуатации. Представляется недопустимым в погоне за экономически более высокими показателями в топливоиспользовании на стареющих реакторах исходить из обеспечения безопасности только в соответствии с одновременно устаревшим нормативными документами. Во внимание должны приниматься современные нормы радиационной безопасности, т.е. именно в этих случаях необходимо соблюдение принципа ?Alаra¦.
В течение 1999 г. в РНЦ ?Курчатовский институт¦ проводились комплексные аналитические исследования, направленные на оценку изменений, вносимых в конструкцию твэл и ТВС реактора ВВЭР-440 [2]. Результаты исследований подтвердили, что основной целью зарубежных поставщиков является увеличение глубины выгорания топлива при заданном неизменном исходном обогащении. Цель достигается в одних случаях путем повышения водо-уранового отношения топливной решетки и увеличения загрузки двуокиси урана в твэл; в других - еще большим повышением водо-уранового отношения решетки, в том числе за счет уменьшения загрузки топлива в ТВС.
В первом случае количество воды увеличивается за счет уменьшенной толщины оболочки твэл, в основном, уменьшением ее наружного диаметра, во втором - дополнительный эффект получается из-за уменьшения числа твэл в ТВС и загрузки топлива. В обоих случаях уменьшается поверхность охлаждения твэл и увеличиваются поверхностные удельные нагрузки.
Немного больше о технологиях >>>
Усилители конструкция и эксплуатация
В
настоящее время усилители получили очень широкое распространение практически во
всех сферах человеческой деятельности: в промышленности, в технике, в медицине,
в музыке, на транспорте и во многих других. Усилители являются необходимым
элементом любых систем связи, радиовещани ...
Может ли энергия быть отрицательной
подробно не рассматривался. Считалось, что
он слишком сложен для учеников средней школы. В то же время «по умолчанию»
ученики (да нередко и учителя) полагают, что энергия может быть только
положительной величиной. Это приводит к недоразумениям при анализе
преобразования энергии ...