Вклад русских ученых в изучение турбулентности
В заключение следует отметить вклад русских ученых в изучение турбулентности. До 1941 года математической теории турбулентности не существовало, но было несколько великих ученых, которые пытались дать феноменологическое объяснение турбулентности. Андрей Николаевич Колмогоров думал о турбулентности примерно полгода. Потом наступила война, и он вынужден был переключиться на другие проблемы (его привлекли к задачам корректировки бомбометания и артиллерийского огня). Колмогоровым были опубликованы три маленькие статеечки в “Докладах Академии наук” общим объемом примерно в 15 страниц. И из этого выросла математическая теория турбулентности. В вышедшей в 1998 году монографии французского ученого Уриэла Фриша “Турбулентность. Наследие Колмогорова” есть такие слова: “Глубже всех проник в суть турбулентности именно Колмогоров – математик, обладавший страстным интересом к живой действительности”. Библиография книги Фриша содержит более 600 работ последователей Колмогорова. В настоящее время ученик Колмогорова А.М. Яглом пишет серию книг по колмогоровской теории турбулентности из семи томов. Выдающийся бельгийский ученый И. Пригожин поставил вопрос о присуждении Колмогорову Нобелевской премии, но слишком поздно, когда Андрею Николаевичу осталось жить всего полгода.
В 2003 году другой русский ученый академик Владимир Захаров получил медаль имени Дирака за “выдающийся вклад в теорию турбулентности”. Медаль Дирака – вторая по значимости после Нобелевской премии награда в науке. В. Захаров 15 лет руководил Институтом теоретической физики им. Ландау в Черноголовке.
Немного больше о технологиях >>>
Опыты Араго и теория Френеля
Современная
наука не отрицает истинности Френелевской формулы частичного увлечения эфира
движущимися телами (средами) – «...и сейчас одного из наиболее важных явлений в
движущихся телах» [1]. В современной теории относительности формула Френеля
рассматривается как частный случа ...
Применение световода на уроках физики
Школьник понимает физический опыт только
тогда хорошо, когда он его делает сам. Но еще лучше он понимает его, если сам
делает прибор для эксперимента.
П.Л.Капица
Физический эксперимент... Постановка его на
уроке позволяет учителю не только подробно рассмотреть физические я ...