Механическая энергия и энергия потребляемой пищи
Поскольку в ТМ нет никаких внешних проявлений, кроме внешнего вида сидящих с закрытыми глазами медитирующих, то обратимся к технике ТМ-сидхи, где внешние проявления чисто механического характера ощутимо присутствуют, а именно, йогический полет. Внешне он выглядит как «подскоки» из положения сидя со скрещенными ногами или из позы лотоса либо вертикально вверх, либо вверх и вперед. Последним способом на соревнованиях по йогическим полетам преодолеваются дистанции 12,5 и 37,5м. Рекорд по йогическому полету в длину, зафиксированный в соревнованиях, проведенных в мае 1999г. на Украине, в котором принимали участие 50 практиков техники ТМ-сидхи из разных городов Украины, составил 1,38м, в высоту – 0,55м (ЧовнюкЮ.В. и др.).
Откуда эксперт техники ТМ-сидхи берет энергию для йогического полета?
При описании йогического полета исследователи используют представление о чистом сознании. Полагается, что чистое сознание является, с одной стороны, источником всего сущего, Бытием, а, с другой стороны, тем состоянием сознания, которое освобождает человека от колеса рождений и смертей (Maharishi Mahesh Yogi). Предполагается, что причиной йогического полета является специфическая мыслительная активность с этого уровня сознания.
В этом контексте, естественно ожидать ответ, что источником энергии для йогического полета является чистое сознание. В физическом плане чистое сознание связывается исследователями программы ТМ с уровнем объединения всех четырех фундаментальных взаимодействий, с единым полем всех законов Природы. Именно этот уровень организации материи, уровень единого поля, по современным представлениям, является источником всего сущего. Таким образом, другой вариант ответа может состоять в том, что необходимая энергия каким-то образом извлекается с этого уровня организации материи.
Однако йогический полет, как элемент техники ТМ-сидхи, может быть рассмотрен в контексте эффекта Махариши, для описания которого используется представление о коллективном сознании (Orme-Jonson D.W. et al).
Предположим, йогический полет существенен для эффекта Махариши, реализуемого на основе техники ТМ-сидхи. За мгновение до взлета тело медитирующего по некоторому механизму приобретает кинетическую энергию, которая затем расходуется по законам классической механики. Тогда по известной формуле E=mgh можно оценить соответствующую механическую энергию, допустив, что человек весом 70кг подлетает на высоту 1 метр: 70 джоулей. Тогда механическая энергия одного подскока 7750 сидхов составит 5,425·105Дж. Если йогический полет вносит существенный вклад в эффект Махариши, то эту оценку механической энергии йогического полета можно распространить на эффект Махариши в целом.
Естественной мерой энергетики жизнедеятельности человека является энергия потребляемой им пищи. Известно, что взрослый человек потребляет в день 2 .5ккал или 8,4 .20,1·103Дж. Несмотря на всю условность этой энергетической меры попробуем сопоставить ее с предложенной выше механической энергией йогического полета. Шесть миллиардов человек потребляет в день 0,5 .1,2·1014Дж.
Будем сопоставлять не всю энергию потребляемой в течение дня пищи с оценкой энергии эффекта Махариши, а только ту ее часть, которая приходится на время одного «подскока». Это время порядка 0,1 секунды.
Сравнение ЭЭГ практикующих йогический полет и ЭЭГ людей, выполняющих чисто физическое упражнение подпрыгиваний из положения сидя, показывает, что они отличаются друг от друга. Одно из отличий состоит в коротком (около 0,2 секунды) «всплеске» высокочастотного β-ритма (30 Гц), что в совокупности с другими отличиями связывается с переживанием чистого сознания, предшествующего взлету (TravisF.T., Orm-JohnsonD.W.).
Немного больше о технологиях >>>
Методология науки
«Эксперимент не может подтвердить теорию,он
может лишь опровергнуть ее».
А.Эйнштейн
Во все времена задача науки была неизменна -
изучение мироздания с целью выявления существующих закономерностей, что само по
себе уже предполагает существование таких закономерностей и поз ...
Применение гидролокатора бокового обзора для прокладки и контроля положения подводного трубопровода
При эксплуатации подводных участков нефте- и
газопроводов необходимы регулярные технические инспекции для контроля состояния
тела трубы и ее опор. Предлагаемая технология обследования подводного
трубопровода с использованием гидролокатора бокового обзора характеризуется
высокой ...