Балластная часть ДНК. Последовательность реализации генетической информации в процессе развития эмбриона
Воздействие видообразующего вируса на клетку не уничтожает генетическую информацию, хранящуюся в ее ДНК, а лишь привносит новую. Логично предположить, что далеко не вся суммарная наследственная информация используется на пути превращения эмбриона в жизнеспособную особь, принадлежащую новому виду. Что стоит за этим предположением?
Как уже было сказано, наиболее полно должна использоваться информация о видовых признаках видов-предшественников. Таким образом видоопределяющая совокупность генов должна включать в себя и гены, несущие информацию о видовых признаках видов-предшественников, без которой невозможно воплощение видовых признаков данного вида. Это объясняет наличие значительного количества одинаковых генов у представителей разных видов.
Тем не менее нельзя исключить возможности того, что часть генетической информации о видовых признаках видов-предшественников в процессе эволюции становится ненужной. Тем более верным должно быть это предположение по отношению к индивидуальным признакам. В самом деле, информация о количестве, форме и расцветке чешуй кистеперой рыбы, которая может входить в ряд видов-предшественников человека, человеческой особи как представительнице вида не нужна. Мало того – в процессе эволюции эта информация, как и многая другая, лишилась базы для своего проявления. Это, в свою очередь, значит, что искажения ненужной генетической информации выпадают из-под санирующего действия фактора естественного отбора, о чем еще пойдет речь. Гены, контролирующие невоплощенные элементарные видовые и индивидуальные признаки, таким образом, могут быть без всякого вреда для особи и вида разрушены действием мутагенных факторов. Совокупность генов, контролирующих невоплощенные признаки, как с разрушенной, так и с цельной структурой должна образовывать своеобразный генетический балласт – третий блок информации в геноме.
Балластная часть ДНК может служить своеобразным внутренним щитом, берущим на себя часть разрушающего действия мутагенных факторов, и уменьшающим вероятность разрушения необходимой особи и виду наследственной информации.
В дополнение можно высказать утверждение, что так называемые «спящие» гены, о роли которых было высказано много суждений, никогда не «проснутся», так как отсутствует тот фундамент, на котором могли бы проявиться контролируемые ими признаки.
Кроме уже упоминавшихся совокупностей генов, образующих три блока генетической информации, геном любой биологической особи должен содержать еще один информационный блок – блок, обеспечивающий последовательность считывания генетической информации, используемой, в частности, во время развития эмбриона.
Необходимость существования такого блока ясна интуитивно, стоит только попытаться представить последовательность формирования эмбриона. Вопрос состоит в том, как этот блок информации реализован.
При работе блока считывания генетической информации должен безусловно соблюдаться следующий принцип: первым реализуется признак, который может быть реализован на более ранней стадии развития эмбриона – на меньшем количестве биологического материала. То же относится и к двум или более признакам, присутствующим в генетическом коде и имеющим сходный характер.
Ранее было сказано, что видоопределяющая совокупность генов моноинформативна, следовательно, случающиеся проявления у особей данного вида атавистических видовых признаков могут быть объяснены или воздействием на блок информации о видовой принадлежности родительской особи мутагенного фактора, или сбоями (под воздействием такого фактора) в работе блока считывания наследственной генетической информации на стадии развития эмбриона.
Немного больше о технологиях >>>
Технологические основы электроники
1. Изобразить и описать последовательность формирования
изолированных областей в структуре с диэлектрической изоляцией
Рис. 1. Последовательность формирования изолированных
областей в структуре с диэлектрической изоляцией:
а — исходная пластина; б — избирательно ...
Каталитический этюд
Современное учение о катализе можно
уподобить гигантскому живописному полотну, на котором с большого расстояния
различимы два частично пересекающихся сюжета. Первый включает процессы, с
помощью которых химики стремятся производить то, что давно умела делать
природа. Речь идет в ...