Социальная динамика науки
Наука и мир
Ежегодный рост численности ученых в конце ХХ века составил 7% при росте численности населения 1,7%, затраты на деятельность одного ученого удваиваются каждые 10 лет. Рост численности программистов особенно настораживает экономистов (но не программистов); 40% программистов в США - иммигранты.
Производственная функция науки (Решер): F (t) = K log10R(t), где F (t) - число значимых открытий за время t, R (t) - затраченные на науку ресурсы, К - константа. Для поддержания постоянной скорости роста числа открытий следует экспоненциально увеличивать затраты ресурсов.
Мир в целом затрачивает на науку примерно 1,5% ВВП, из них на долю США приходится 40%. Более половины обитателей науки живут и работают в "развитых странах"; максимальное число на душу населения - в Японии (6,4 на 1000). Корпорации затрачивают на исследования до 50% годового оборота.
Жизнь человека и наука
Нравственные принципы лежат за пределами науки. Наука изучает человека и социум, может предсказать результаты решений, но акт выбора - большей частью вне науки.
Духовные ценности не закодированы в ДНК. Инстинкт познания обладает потенциями, далеко выходящими за социально безопасные пределы. Духовные ценности устанавливает человек, и это высший доступный ему вид творчества.
Религиозные и чисто этические учения питаются экзистенциальной проблемой смертности человека, предлагают и эксплуатируют идею бессмертия, идею предотвращения исчезновения личности. Воскрешение мертвых и бессмертие - в них нет эволюционной необходимости, поэтому им нет места в процессе эволюции.
"История мчится вскачь, стуча золотыми подковами по черепам дураков".
Наука предлагает другой выход, другое решение (неразрешимой) проблемы сохранения личности в (трагическом спектакле) эволюции: внести себя как вклад в процесс эволюции. Научное мировоззрение определяет этику, включающую именно эту волю к бессмертию. Но кто не хочет бессмертия, тот и не получит его.
Наш выбор определяет наша модель мира, включающая наше представление о смысле жизни. Выбор - это решение о распределении наших ограниченных ресурсов (прежде всего - времени (времени жизни), остальные ресурсы производны от него). Потребности, претендующие на ресурсы, мы организуем в иерархическую структуру, динамически определяющую их приоритеты. Структура потребностей определена генетически, социально и лично; внешне она выражается структурой осознанных и неосознанных целей и ценностей (от инстинктов до смысла жизни). Именно эта структура определяет наш выбор.
"Я думаю, вряд ли у мыслящего существа бывает более великая минута, чем та, когда с его глаз спадает пелена и открывается, что он не затерянная в космическом безмолвии частица, а пункт сосредоточения и гоминизации универсального стремления к жизни. Человек - не статический центр мира, как он долго полагал, а ось и вершина эволюции, что много прекраснее".
Аббат Тейяр де Шарден, "Феномен человека"
Немного больше о технологиях >>>
Эскиз к портрету биологической эволюции
История
развития биологии сродни интеллектуальному детективу. Сначала –
феноменологические дебри, несистемное накопление знаний, затем первые попытки
систематизации. Когда стало ясно, что мир развивается, появились эволюционные
гипотезы. Они отражали отдельные звенья этого слож ...
Логика Космоса (физика античной Греции)
"Космос"
в переводе с греческого означает "устройство", "порядок",
"украшение". И этим же словом греки назвали Вселенную. Мир в античном
восприятии представлялся как упорядоченное по законам логики и гармонии
мироздание, существующее ради ...