Многообразие проявлений причинно-следственных связей в материальном мире обусловило существование нескольких моделей причинно-следственных отношений. Исторически сложилось так, что любая модель этих отношений может быть сведена к одному из двух основных типов моделей или их сочетанию.

Эволюция образования

Религиозно-нравственное воспитание в целомудрии, бедности и послушании не сразу вытеснило римское и греческое наследие. Церковные школы поначалу ограничивались наставлениями в вере и обучением чтению, письму и пению псалмов. Вершиной премудрости был календарь с датами постов и праздников. В VII веке Карл Великий издал указ о школах при монастырях.

"Первые христиане" призывали к безбрачию, к отказу от рождения детей в ожидании конца света и Страшного суда. С течением времени этому призыву подчинились только "избранные" - священники. Не имея детей, деятели церкви нашли себе наследников и преемников в кафедральных школах, обеспечив горизонтальную (а затем и вертикальную) трансляцию генов христианской культуры. Клирики не только решили проблему воспроизведения своего клана, но и дали приют избыточному мужскому населению и младшим сыновьям в условиях майората.

Образование институализировалось двояким образом: от арабов заимствовали университеты, греко-римское наследие представляли академии. В VI веке Боэций перевел Платона и Аристотеля. Дидактический стиль Аристотеля обеспечил ему неоспоримое первенство в христианском образовании.

Стадии образования: до 15 лет - школа, выпускающая абитуриентов; два года обучения на общеобразовательном (низшем, вроде ПТУ) факультете доставляли степень бакалавра; обучение и работа в качестве помощника магистра еще через два года доставляли степень лиценциата; лиценциат после двух лет работы в качестве магистра на общеобразовательном факультете и успешного прохождения курса на одном из высших факультетов получал степень магистра (права, медицины или теологии). Высшую степень magister regens имел профессор, возглавлявший кафедру.

"Военщина" проходила два этапа обучения: пажа (от 7 до 14 лет) и оруженосца (от 14 лет до 21 года).

"Образованщина" была освобождена от телесных наказаний, имела судебный иммунитет и освобождение от несения военной службы и от налогов.

Схоласты выработали культуру текста - они ввели членение текста на части, главы, параграфы, рубрики, абзацы. Структуризация знания как дидактический прием освоения (непосильных для варваров) античных текстов закрепила в западной культуре классификацию. Схоласты ввели в школу систему вопросов и обсуждений (экзамены пришли в Европу из Китая).

Публичная защита диссертации на заседании ученого совета проходила так: в первой половине заседания диссертант формулировал тезис, предложенный к защите, аргументировал его и защищал от возражений и лукавых вопросов из аудитории; после перерыва действо повторялось, но тезис заменяли противоположным. Решение о присуждении искомой степени принимали члены ученого совета.

Возрождение и Реформация

Идей было много. Агрикола (Германия) предложил триаду понять > запомнить > сделать самому. Рабле ратовал за индивидуальное воспитание, Монтень - за отмену наказаний, за изучение родного языка (Франция).

На практике Лютер перевел Библию на немецкий язык, предложил народные школы с всеобщим и (частично) обязательным образованием, написал первую азбуку. Благодаря Лютеру появились латинские школы (впоследствии - гимназии) - одна школа на 10 000 чел. - и учебники (греческая грамматика, диалектика, физика, этика, история, психология). В гимназиях учились 10 лет. В немецких университетах основой обучения стали (и остались) классические языки и литература. Иезуиты ввели школы пансионного типа (каникулы: одна неделя для младших, три недели для старших) с числом учащихся до 1000 и даже до 2000.

Новое время

Ян Амос Коменский в XVII веке предложил и реализовал (Чехия, Польша, Швеция, Венгрия, Нидерланды) новый подход к школе и учебникам, сохранивший влияние до сих пор. Естественный метод: самостоятельное наблюдение > практическое осуществление > применение усвоенного в новых обстоятельствах > умение самостоятельно рассказать о результатах. Ввел в педагогику принципы наглядности и возрастной доступности. Предложил четыре школы: материнскую (от рождения до 6 лет), родного языка (от 6 до 12 лет), гимназию (от 12 до 18 лет с классами грамматики, физики, математики, морали, диалектики, риторики), академию (с изучением всех достижений науки и философии - от 18 до 24 лет). Предложил действующую с тех пор систему классов и уроков.

Перейти на страницу: 1 2 3 4

Немного больше о технологиях >>>

О выборе рациональных размеров сегнетоэлектрического рабочего тела импульсного генератора напряжения
В статье рассматривается генератор электрического напряжения, преобразующий энергию механического удара в электрическую энергию. Основным элементом рассматриваемого генератора является сегнетоэлектрическое рабочее тело, по которому в процессе функционирования генератора движетс ...

О вращении электрона
Как известно [1], основанием для введения в физику квантовых постулатов в начале XX века послужило абсолютное несоответствие результатов ряда фундаментальных экспериментальных открытий в области микромира устоявшимся воззрениям на предполагаемые свойства объектов микромира. А и ...

Галерея

Tехнологии прошлого

Раскрытие содержания и конкретизация понятий должны опираться на ту или иную конкретную модель взаимной связи понятий. Модель, объективно отражая определенную сторону связи, имеет границы применимости, за пределами которых ее использование ведет к ложным выводам, но в границах своей применимости она должна обладать не только образностью.

Tехнологии будущего

В связи с развитием теплотехники ученые в прошлом веке пришли к простому, но удивительному закону, потрясшему человечество. Это закон (иногда его называют принцип) возрастания энтропии (хаоса) во Вселенной. technologyside@gmail.com
+7 648 434-5512