Эволюция представлений о времени
Раньше
Отслеживание хода (астрономического) времени было едва ли не основным делом не только интеллектуалов, но и всего племени. Естественно, что время представлялось цикличным. Высокоразвитые календарные системы "изгоняли" время, представляя мир статичным (и надежным: основная масса людей всегда противилась всему новому).
В индоевропейских языках обозначения Луны и измерения имеют общий корень me: mensis (месяц), mensus (измерять), to measure, мера, измерять, месяц.
Разделение времени на интервалы в быту было продиктовано стремлением подчинить жизнь ритму.
Уже тогда пространство представлялось целиком, а время - по частям, "кусочками".
Древность
Эпикур, размышляя вслед за Демокритом о движении атомов в пустоте, сказал:
… уносясь в пустоте, в направлении книзу отвесном,
Собственным весом тела изначальные в некое время
В месте неведомом нам начинают слегка отклоняться,
Так что едва и назвать отклонением это возможно.
Платон полагал, что "…наука назначается для знания существенного, а не для того, что бывает и погибает". Так повелось изгонять из поля зрения процессы становления и гибели. Мир вечен. Законы вечны.
Аристотель учил: "Время есть число движения по отношению к предыдущему и последующему". Время есть круг (по движению неба).
Возражения Платона и платонистов не помешали созданию кинематической геометрии (Евдокс) и кинематической астрономии (Птолемей).
Время в античности сохраняло архетипическую цикличность.
В Средние века
Блаженный Августин: "Время есть мера движения истории".
В христианской картине мира время стало линейным: от первого пришествия Христа до второго пришествия. Проблему "а что было до того" (до сотворения мира) Августин разрешил так: "Мир был сотворен со временем, а не во времени".
В XIV веке удалось рассмотреть время как независимую переменную и ввести понятие мгновенной скорости, положив начало разработке понятия ускорения, что привело к появлению динамики.
Маймонид в XII веке писал о неделимых атомах времени. Возможно, что эта концепция восходит к индийским представлениям о мгновенности существования всего сущего и потоке мгновений: в каждом мгновении возникает точная копия сущего из предыдущего мгновения. Эту же идею об атомах времени разделяли Исидор Севильский и Бэда Достопочтенный.
Новое время
Наука Нового времени возникла с введением времени в физику, которым мы обязаны Галилею.
Учитель Ньютона Барроу, опираясь на кинематическую геометрию, полагал, что время не может являться ни мерой движения, ни само не может быть измерено движением.
Ньютон: "Абсолютное, истинное, математическое время само по себе и по самой своей сущности, без всякого отношения к чему-либо внешнему протекает равномерно".
Лейбниц свел временной порядок к причинному порядку, создав причинную теорию времени.
Гамильтон предложил вывести алгебру из интуитивного понимания времени как континуума точечных мгновений. Для линейного аппарата все прошло хорошо, но невещественные корни квадратных уравнений не поддавались интерпретации средствами одномерного континуума. Гамильтон разработал теорию пар-моментов, известную нам (теперь) в форме алгебраической теории комплексных чисел. Следующий шаг - изобретение теории кватернионов.
В XIX веке ради достижения строгости из математики было исключено время, понятие предела перестало зависеть от понятия движения.
Это достижение уступает место нестрогим рассуждениям, когда строгость недоступна студенту.
Построенная к началу ХХ века физическая картина мира была обратимой во времени в полном соответствии с замыслом Ньютона.
Вселенная предстала совершенной в своей статичности: в ней царило существующее без возникающего.
Немного больше о технологиях >>>
Современный миф
Большинство людей полагают, что теория
эволюции, впервые выдвинутая английским естествоведом-любителем Чарльзом
Дарвином, основана на реальных научных доказательствах, исследованиях и
экспериментах. Между тем, Чарльз Дарвин вовсе не являлся основоположником этой
теории, более т ...
Механика. Античность и эллинский период
Исторический экскурс в прошлое физики, вне
всякого сомнения, позволяет лучше понять логику формирования и развития этой
науки, приведшую к современному ее состоянию. Нам представляется, что понимание
причины возникновения физики, ее изначальных целей, знакомство с этапами ее
ра ...