Многообразие проявлений причинно-следственных связей в материальном мире обусловило существование нескольких моделей причинно-следственных отношений. Исторически сложилось так, что любая модель этих отношений может быть сведена к одному из двух основных типов моделей или их сочетанию.

Рождение электронной эры

Именно ум, способность к абстрактному мышлению, к созданию механических приспособлений, резко увеличивающих производительность труда, позволяют нам утверждать, что человечество есть следующий уровень развития биологического животного мира. Но в стремительном прогрессе последнего столетия (авиация, космос, освоение ядерной энергии) как-то незаметно прошел тот факт, что в недрах того же человечества зародился новый более высокий уровень сложных систем, если хотите цивилизации, основанный не на биологической основе, а на несравненно более высоком электронном принципе. Я имею в виду создание в конце 40-х годов 20-го столетия первой электронно – счетной машины.

Правда, в 50 .60 годы среди фантастов, да и ученых, разгорелись бурные дискуссии об электронном мозге, но большинство пришло к выводу, что компьютер не более, чем электронный калькулятор, может работать только по заданной программе и никогда с человеческим мозгом сравняться не в состоянии. Характерны высказывания на эту тему даже современных ученых. Так, доктор наук американец Глен Учи (Glenn I.Ouchi), составивший немало пакетов программ для компьютеров, в книге «Персональные компьютеры для научных работников» (Москва, «Мир», 1990г., стр.9) пишет:

«Компьютеры как таковые – это всего лишь глупые машины, они ничуть не более «интеллектуальны», чем консервные ножи».

Роботы с электронным мозгом неизменно (и до сих пор) изображаются некими слугами человека, могущими, в лучшем случае, выполнять его команды. Писатель-фантаст А.Азимов даже сформулировал «законы» робототехники, главным среди которых был таков: робот должен прежде всего спасать человека, а уже потом думать о себе.

Между тем за эти неполные 50 лет электроника стремительно развивалась, пройдя четыре поколения. Если первые громоздкие и медленные компьютеры были ламповыми, то второе поколение уже базировалось на транзисторах, третье – на интегральных схемах, а четвертое – на больших и сверхбольших интегральных схемах, на маленьких чипах, включавших в себя тысячи, десятки тысяч микронных элементов. Если первые компьютеры имели быстродействие порядка 100 операций в секунду (первый электронный калькулятор, сконструированный фирмой АйБиЭм в 1948г., имел 23000 реле, 13000 электронных ламп и выполнял одно умножение в секунду) и память в тысячу бит, то в настоящее время быстродействие компьютеров четвертого поколения подходит к миллиардам операций в секунду. Американский компьютер 4-го поколения «Crey J-90» выполняет 3,2 миллиарда операций в секунду и имеет память 4 миллиарда байт. Память лазерных компакт-дисков достигает нескольких миллиардов бит. Примерно каждые 3 .5 лет быстродействие и память компьютеров удваиваются, а габариты уменьшаются вдвое. За неполных 50 лет быстродействие и память увеличились в миллион раз. Если первый компьютер требовал для размещения комнату не менее 100 кв. метров, то нынешние модели персональных компьютеров можно разместить буквально в чемодане, а портативные – в портфеле или сумке.

На подходе 5-е поколение компьютеров, основанное на совершенно другом (световом) принципе работы, обещающее резкий скачок в быстродействии. Над этим усиленно работают во всех развитых странах мира, включая США, Японию, Западную Европу и Россию.

Более того, с 50-х годов бурными темпами стали развиваться область науки, называемая «искусственный интеллект», и отрасль инженерии, называемая «робототехника».

Роботы, руководимые компьютерами, могут, в определенной степени, распознавать зрительные образы, узнавать речь, корректировать свои движения, выполнять сложные работы. Создано огромное число самых разных программ, включая игры.

Программы порой столь совершенны, что в решении поставленных задач средний человек не может с ними тягаться. Например, есть программы, ищущие и доказывающие новые теоремы математической логики, а современные шахматные программы может не обыграть даже хороший гроссмейстер.

Искусственный интеллект и робототехника базируются на компьютерах и развиваются почти так же стремительно, как и компьютеры, ибо зависят от быстродействия и памяти последних. Быстро развивается и производство промышленных роботов.

Перейти на страницу: 1 2

Немного больше о технологиях >>>

Изобретать по правилам
Задавали ли Вы себе когда-нибудь вопрос: "Бывают ли нетворческие профессии?" Какие? Фрезеровщик на заводе приделал несколько линз и зеркал к обычному станку. Теперь он, даже не поворачивая головы, видит все шкалы, не надо "нырять" к нониусам, терять время, с ...

Стратегия «золотой середины»
Выработанная веками народная мудрость, правило поведения или закон природы? Ниже я постараюсь показать, что это такой же универсальный закон природы как, скажем, закон всемирного тяготения. Понятие золотой середины далеко не ново. О нем писали еще Конфуций (551...479 до н.э. ...

Галерея

Tехнологии прошлого

Раскрытие содержания и конкретизация понятий должны опираться на ту или иную конкретную модель взаимной связи понятий. Модель, объективно отражая определенную сторону связи, имеет границы применимости, за пределами которых ее использование ведет к ложным выводам, но в границах своей применимости она должна обладать не только образностью.

Tехнологии будущего

В связи с развитием теплотехники ученые в прошлом веке пришли к простому, но удивительному закону, потрясшему человечество. Это закон (иногда его называют принцип) возрастания энтропии (хаоса) во Вселенной. technologyside@gmail.com
+7 648 434-5512