Многообразие проявлений причинно-следственных связей в материальном мире обусловило существование нескольких моделей причинно-следственных отношений. Исторически сложилось так, что любая модель этих отношений может быть сведена к одному из двух основных типов моделей или их сочетанию.

Пассивная адаптивность и «живучесть» фрикционного вариатора

(7)

Реальное передаточное отношение вариатора можно выразить как произведение его составляющих im и iск на кинематическое передаточное отношение iк:

ip = iк · im · iск . (8)

На кафедре «Детали машин» МГИУ проводились испытания дисковой фрикционной передачи с повышением частоты вращения от входного вала к выходному, поэтому в данном случае мы оперируем с передаточным отношением, которое меньше единицы iк=0,17.

На графике рис.2 показано как изменилось бы кинематическое передаточное отношение iк –кривая 1 вследствие смещения нескользящей точки; без учета УГДскольжения – кривая3; и как влияет УГДскольжение, без учета смещения нескользящей точки, на изменение iк – кривая 2. Кривая 4 отображает реальное передаточное отношение iр, полученное экспериментально на испытательном стенде кафедры «Детали машин» МГИУ. Важно заметить, что реальные передаточные отношения, полученные экспериментально, хорошо согласуются с расчетными ip вычисленными по предложенной выше методике для различных β.

Зависимость передаточных отношений от коэффициента запаса по сцеплению

Рис. 2. Зависимость передаточных отношений от коэффициента запаса по сцеплению β: 1– кинематического iк; 2 – с учетом УГД скольжения is; 3 – с учетом смещения нескользящей точки im; 4 – реального iр

На графике рис.3 приведены зависимости im/iк (кривая 1) и iск/iк (кривая 2) от коэффициента запаса по сцеплению β.

Зависимость относительных величин icк/iк и im/iк от коэффициента запаса по сцеплению

Рис. 3. Зависимость относительных величин icк/iк и im/iк от коэффициента запаса по сцеплению β: 1–im/iк; 2–icк/iк

Важно заметить, что вращающий момент на выходном валу не учитывает величину iск:

T2 = T1 iк im ηск ηгеом ηдоб , (9)

где ηгеом – КПД геометрического скольжения, хорошо известный из триботехники; ηдоб–КПД, зависящий от потерь мощности в опорах, на гистерезис и сдавливание масла в контакте, циркуляцию мощности и пр.

Вычисление ηгеом и ηдоб для вариатора приведено, например, в[4].

На графике рис.4 приведены зависимости общих потерь скорости на ведомом звене как от УГД скольжения, так и от смещения нескользящей точки – δ (кривая 3), а также зависимости потерь скорости только от УГД скольжения – δs (кривая 1) и потерь скорости только от смещения нескользящей точки – δm (кривая 2) от значений β.

Зависимость относительных величин icк/iк и im/iк от коэффициента запаса по сцеплению

Рис. 4. Зависимость потерь скорости на ведомом звене от коэффициента запаса по сцеплению β: 1 – потери скорости от УГД скольжения δs; 2 – потери скорости, связанные со смещением нескользящей точки δm; 3–общие потери скорости δ

Так как при заданных кинематических положениях рабочих тел, определяющих нажим Fn для данного вариатора, значение Ft и T2, зависящие от im будут увеличиваться при снижении β, для упрощения расчетов введем значение приведенного коэффициента трения f′=f/β, который при снижении β меньше единицы f′>f. Следует заметить, что при высоких значениях Ft и T2 возрастает УГД скольжение s, что снижает коэффициент трения f′. Поэтому целесообразно, повышая величину m и снижая β, делать это до определенного предела, различного для разных скоростей и давлений в контакте так, чтобы значение f′ только повышалось. Иначе при наличии чисто диссипативных нагрузок на ведомом валу (например, момента трения), может начаться полное буксование вариатора. Опыт показывает, что в новом вариаторе это явление практически не происходит, даже при двукратном увеличении реального передаточного отношения по сравнению с максимальным кинематическим iкmax.

На графике рис.5 представлено изменение крутящего момента T2 на выходном валу нового планетарного дискового вариатора по экспериментальным данным [2] в зависимости от реального передаточного числа uр.

Отметим, что в понижающей передаче, какой является данный вариатор, передаточное число u равно передаточному отношению i. Кинематическое передаточное число (или отношение) данного вариатора изменяется в пределах 1,3 .7,84.

Следует заметить, что в планетарном вариаторе, имеющем два контакта – наружный и внутренний, нескользящие точки в обоих контактах смещаются в одном направлении – к оси вращения ведущего диска. Кроме того, УГД скольжение имеет место также в обоих контактах. Оба указанных фактора наряду с особенностями планетарного вариатора еще больше увеличивают реальное передаточное число, по сравнению с не планетарной схемой. Следует заметить, что при ip>iкmax это свойство вариатора обеспечивает, в частности, более плавный старт автомобиля с трансмиссией использующей вариатор.

Перейти на страницу: 1 2 3

Немного больше о технологиях >>>

Причинность и взаимодействие в физике
Раскрытие содержания и конкретизация понятий должны опираться на ту или иную конкретную модель взаимной связи понятий. Модель, объективно отражая определенную сторону связи, имеет границы применимости, за пределами которых ее использование ведет к ложным выводам, но в границах ...

Новая концепция электромобиля
Электромобиль – транспортное средство, ведущие колеса которого приводятся от электромотора питаемого электробатареей, появился впервые в 1838 году в Англии. Электромобиль существенно старше автомобиля с двигателем внутреннего сгорания. Поначалу он опережал автомобиль по скорост ...

Галерея

Tехнологии прошлого

Раскрытие содержания и конкретизация понятий должны опираться на ту или иную конкретную модель взаимной связи понятий. Модель, объективно отражая определенную сторону связи, имеет границы применимости, за пределами которых ее использование ведет к ложным выводам, но в границах своей применимости она должна обладать не только образностью.

Tехнологии будущего

В связи с развитием теплотехники ученые в прошлом веке пришли к простому, но удивительному закону, потрясшему человечество. Это закон (иногда его называют принцип) возрастания энтропии (хаоса) во Вселенной. technologyside@gmail.com
+7 648 434-5512