НАСА (NASA) Достижения и перспективы
Гражданская и оборонная промышленности в бывшем СССР были наглухо изолированы друг от друга и достижения в оборонной промышленности не оказывали никакого влияния на технологический прогресс страны. В США же они тесно кооперируют. Все инновации НАСА немедленно и бесплатно передаются в гражданскую промышленность и я посмею утверждать, что НАСА в настоящее время является одним из лидеров технологического прогресса США.
Мне удалось побывать в трех наиболее важных центрах НАСА:
Амес – исследовательский центр;
Драйден – летно-испытательный центр (Калифорния);
Космический центр имени им. Кеннеди (Флорида).
Тематика их различна. Амес в основном крупный научный центр. Драйден занят летными испытаниями авиационной и космической техники. Кеннеди – центр по запуску космических кораблей.
Грандиозна, потрясающая картина запуска космического корабля «Шатл» с 6-ю космонавтами на борту крупнейшей в мире ракетой «Сатурн-5», весящей около 500 тонн. Но главная работа ученых проходит в тиши кабинетов, у компьютерного терминала, на стендах лабораторий.
Об истории одного из таких центров, расположенных в Калифорнийской пустыне, где мне сейчас приходиться работать, я хотел бы кратко рассказать.
30 сентября 1946г 5 инженеров НАСА, возглавляемых Волто Вильям прибыли на Военно-Воздушную базу в Мюрак (ныне Эдвардс), чтобы начать летные испытания сверхзвукового исследовательского самолета Х-1. 14 октября 1947г Х-1, управляемый пилотом Херб Гувер впервые в истории превысил скорость звука. В 1947 персонал центра достигает 100 человек. 4 марта 1952г Дасо Валтер впервые испытывает самолет Х-5 с крылом переменной стреловидности. Состав сотрудников в 1959г составляет уже 340 человек. В марте 1960 года самолет Х-15 впервые достигает гиперзвуковую скорость. В августе этот же самолет устанавливает мировой рекорд высоты 117км, а в октябре 1967г устанавливает невиданный мировой рекорд скорости почти 7000км/час (пилот майор Вильм Кнайт).
4 июля 1982г Президент США Рональд Рейган и 45000 официальных гостей наблюдают посадку космического Шатла на базе ВВС Эдварс. Кроме них посмотреть это событие прибыло около полумиллиона зрителей и туристов (Могло ли быть такое в СССР?).
Я коротко упомянул только о давней истории Дрейденского научного центра и только об одной из его программ. Практически в нем проходят испытания все новейшие самолеты и космические корабли США. Недавно мне пришлось наблюдать испытания космического корабля Х-38, предназначенного для спасения космонавтов в случае поломки или аварии космической станции. Первые испытания всегда вызывают большое волнение у всех, кто принимал участие в создании этих летательных аппаратов. Я помню, когда готовились к взлету новые самолеты ОКБ Антонова, все сотрудники, несмотря на угрозы начальства (вдруг взлет окончится катастрофой и об этом узнают враги!), оккупировали окна, вылезали на крышу ОКБ, ангаров и наблюдали за взлетом. Здесь все оказалось проще. Включили внутреннюю телевизионную сеть и всякий желающий мог наблюдать вблизи весь полет, начиная от земных приготовлений до посадки, прослушивать все команды наземного центра, разговоры пилотов.
НАСА также исследует способы повышения эффективности гражданских воздушных путешествий. Одна из идей проходит в настоящее время летные испытания в Дрейдене. Это управление геометрией самолета с целью минимизации воздушного сопротивления. Будущие самолеты будут способны изменять кривизну и стреловидность крыла и оптимально приспосабливать их к конкретным условиям полета. Будущие сверхзвуковые самолеты будут изменять входное отверстие реактивного двигателя для улучшения его характеристик. Оптимальное изменение геометрии самолета во время полета улучшит все его показатели и позволит строить высокоэффективные летательные аппараты. Экономия будет весьма значительной. Так уменьшение сопротивления самолетов всего на 1% экономит 140 миллионов долларов для больших самолетов только на топливе.
Немного больше о технологиях >>>
Изо всех лошадиных сил
В 1765 году англичанин Джеймс Уатт изобрел паровую
машину, положив начало длинной цепочке инноваций в двигателестроении. В 1860
году французский механик Этьен Ленуар разрабатывает первый поршневой двигатель
внутреннего сгорания. В 1889 году швед Карл Густав Патрик Лаваль, соверш ...
Система качественных показателей для оценки достижения идеальности ТС
Общая структура Технической Системы:
ЗАТРАТЫ (вход) - ТС (процессор) - ГПФ
(выход)
Идеал ТС: Достижение ГПФ при сумме затрат
стремящейся к нулю.
...