Некоторые положения теории этногенеза Л.Н. Гумилева
Для описания этногенеза Л.Н. Гумилев ввел понятия пассионарности, пассионарного поля, пассионарной энергии. Он рассматривал этногенез как природно-культурный процесс, полагая, что вспышки этногенеза, т.е. появление на географически небольших областях суши и в исторически короткие сроки нескольких новых этносов и их демографический рост, связаны с «толчками» пассионарной энергии. Эти, возможно, идущие от Солнца, энергетические импульсы или «толчки», оказывают воздействие на группы людей, вызывая микромутации в их генотипе. Более конкретно, из 9 «толчков» этногенеза, обнаруженных им на протяжении 3000 лет письменной истории, 4 лежат вблизи некоторых пиков солнечной активности, 4 – вблизи точек перегиба на кривой активности Солнца и 1 – вблизи минимума (Гумилев Л.Н., Иванов К.П.).
Под пассионарностью как характерологической доминантой Л.Н. Гумилев понимал необоримое внутреннее стремление к деятельности, направленной на осуществление какой-либо цели. Она может сопрягаться с любыми способностями человека, является чертой психической конституции данного человека, не имеет отношения к этике, одинаково легко порождая подвиги и преступления, творчество и разрушение, благо и зло. «Она не делает человека «героем», ведущим «толпу», ибо большинство пассионариев находится в составе «толпы», определяя ее потентность в ту или иную эпоху развития этноса» (Гумилев Л.Н., с. 33).
Группы людей, получивших заряд пассионарной энергии, и их отличия от других людей, Л.Н. Гумилев описывал в терминах особенностей поведения и наличии некоторого объединяющего их общего энергетического поля, полагая, что в основе этнического деления лежит разница в поведении особей, составляющих этнос. Поэтому для него прежде всего представляло интерес то влияние, которое оказывает наличие поля особи на ее поведение. Поскольку особи нового настроя взаимодействуют друг с другом, то немедленно возникает эмоционально, психологически и поведенчески одинаково настроенная группа людей, «что, очевидно, имеет физический смысл. Скорее всего здесь мы видим одинаковую вибрацию биотоков этих особей, иными словами, – единый ритм (частоту колебаний). Именно он воспринимается наблюдателями как нечто новое, непривычное, не свое» (Гумилев Л.Н., с. 31). Как только такое пассионарное поле возникло, оно тут же оформляется в социальный институт, организующий коллектив пассионариев: общину, философскую школу, дружину, полис и т.д.
Дальнейшая экспансия будущего этноса осуществляется за счет демографического роста и пассионарной индукции. Под последней понимается передача нового настроя от пассионарных особей к непассионарным, т.е. подчинение последних настрою первых. В результате борьбы за существование группы пассионариев возникает предэтническое образование, иногда через несколько поколений преображающееся в этнос, «который при расширении покоряет (политически или морально) другие этносы и навязывает им свой ритм» (Гумилев Л.Н., с. 31).
Подобно тому, как каждый живой организм обладает энергетическим полем, Л.Н. Гумилев вводит понятие этнического поля, возникающего в результате трансформации энергии первичного пассионарного толчка. «Если принять эту энергетическую модель, модель силового поля, и применить ее к проблеме этноса, то этнос можно представить себе в качестве системы колебаний определенного этнического поля» (Гумилев Л.Н., с. 43 .44). Этнос, как живой организм, переживает различные стадии, фазы, которые обусловлены расходованием энергии первоначального толчка в процессе взаимодействия с его другими этносами.
Немного больше о технологиях >>>
Красота – язык сверхсознания
Красота
широко разлита в окружающем нас мире. Красивы не только произведения искусства.
Красивыми могут быть и научная теория, и отдельный научный эксперимент. Мы
называем красивыми прыжок спортсмена, виртуозно забитый гол, шахматную партию.
Красива вещь, изготовленная рабочим ...
Роль нанотехнологий в обществе будущего
«Мы
знаем, что белому человеку непонятны наши традиции… Он относится к земле как к
врагу, а не как к брату, поэтому он движется дальше, когда покорит часть ее… Он
крадет землю у своих детей, и ему все равно. Он относится к своей матери —
земле так, как будто ее можно продавать ...