Механизмы сознания
Второй тест на самообучение.
5) Приучаем существо к событию DA, так, что из D следует a.
6) Приучаем существо к событию DB, так, что из D следует b.
7) Если это удаётся, то этим доказано, что все входы A, B, C, D воспринимаются одним сознательным существом, и все 4 выходных реакции исполняются этим же существом.
Проверка выполнения двух сознательных действий.
8) Вновь приучаем существо к событию CA, так, что из C следует a.
9) Подаём одновременные стимулы C и D и получаем одновременные реакции a и b.
10) Этим доказано наличие двух одновременных осознаваемых процессов в одном процессоре, что является признаком наличия субъективной свободы воли. Следовательно, это существо осознаёт себя и свои ощущения.
Человек легко проходит этот тест. Причём для обучения ему не требуется ни одного повтора пар событий. Достаточно сказать, как себя нужно вести. Но человек может и не захотеть исполнять всё, что ему говорят. Неудачный результат теста не доказывает отсутствия осознавания себя.
Пример с курицей
Я не держу кур. Это чисто умозрительный пример. Он может содержать ошибочные описания признаков поведения, которые совсем не характерны для курицы. Возможно, когда-нибудь я придумаю другой, более реалистичный пример. А ещё лучше, если кто-нибудь вспомнит что-то похожее из реального поведения животных.
1) Пусть в начале уже освоенные пары стимул-реакция таковы:
Aa: По команде "цып-цып-цып" (команда A) курица идёт к хозяйке (реакция a).
Bb: На курицу капает (брызгает) вода, и она хлопает крыльями.
Cc: На курицу сыплются песчинки (зёрнышки), и она начинает искать зёрнышки (клюёт).
Dd: Перед курицей разрыхляют землю (граблями), и она ищет червячков (разгребает землю лапами).
2) Ca. Обучаем курицу новому поведению: На курицу сыплют песчинки, и она идёт к хозяйке.
3) Cb. На курицу сыплют песчинки, и она машет крыльями.
4) Я думаю, что этот этап курица пройдёт. Значит, она способна к обучению и у неё есть сознание. Эти песчинки - неуклюжий пример. Наверно, есть более естественный стимул, на который курица сможет отвечать по-разному, в результате переучивания.
5) Da. Перед курицей разрыхляют землю, и курица идёт к хозяйке.
6) Db. Перед курицей разрыхляют землю, и она хлопает крыльями.
7) Успешный результат доказывает, что все четыре стимула обрабатываются одним "нейронным процессором", и по всем четырём каналам курица может переучиваться.
8) Ca. На курицу сыплют песчинки, и она идёт к хозяйке.
9) CDab. Перед курицей разрыхляют землю и одновременно на неё сыплют песчинки. Она должна идти к хозяйке и при этом хлопать крыльями.
Если у курицы действительно есть свобода воли, то она не всегда будет исполнять то, что "должна". Тест признаётся успешным, если испытуемое существо проходит его хотя бы иногда.
Можно симулировать глупость, но не ум.
В этом "тесте на осознавание" я пытаюсь доказать, что субъективное осознавание связано с наблюдаемым поведением при специально организованном переучивании. Если это так, то получается, что нельзя имитировать осознавание себя. Если "имитирующий" робот проходит этот тест, то он действительно осознаёт себя и имеет эмоции.
Безусловные рефлексы и жизненно важные биологические потребности лежат в основании иерархии смыслов, которая развивается у воспринимающего существа по мере накопления жизненного опыта.
Немного больше о технологиях >>>
Усилители конструкция и эксплуатация
В
настоящее время усилители получили очень широкое распространение практически во
всех сферах человеческой деятельности: в промышленности, в технике, в медицине,
в музыке, на транспорте и во многих других. Усилители являются необходимым
элементом любых систем связи, радиовещани ...
Стратегия «золотой середины»
Выработанная
веками народная мудрость, правило поведения или закон природы? Ниже я
постараюсь показать, что это такой же универсальный закон природы как, скажем,
закон всемирного тяготения.
Понятие
золотой середины далеко не ново. О нем писали еще Конфуций (551...479 до н.э. ...