Многообразие проявлений причинно-следственных связей в материальном мире обусловило существование нескольких моделей причинно-следственных отношений. Исторически сложилось так, что любая модель этих отношений может быть сведена к одному из двух основных типов моделей или их сочетанию.

Механизмы сознания

Разум кибер-бабочки

Разумность поведения моей бабочки доступна моему пониманию, потому что я детально знаю её внутренние потребности. Сначала у неё нет картины мира. В её памяти хранятся случайные данные, настолько не похожие на мир, в который она попадает, что этот мир не вызывает у неё никаких надёжных ассоциаций. У бабочки нет представлений о логике, пространстве или времени. Всё это появляется в результате реального опыта. По мере накопления опыта она начинать узнавать разные ситуации, в которых она оказывается: как это было раньше, и как она поступала раньше. Она выбирает из прежнего опыта более успешное поведение. Все возможные "идеи" бабочки представимы только в виде наблюдавшихся ранее образов или их фрагментов. Бабочка не имеет никаких отвлечённых от опыта средств преставления своих "мыслей".

Самообучение и творчество бабочки состоит в том, что полезный опыт накапливается и на его фоне происходит постоянный случайный поиск нового поведения.

Случайность, приводящую к обнаружению нового поведения, можно трактовать, как неудачную попытку точно повторить то поведение, которое бабочка считает успешным, или как неточное воспроизведение успешного прежнего поведения. Оба варианта могут быть следствиями как случайных нарушений в памяти, так и неточного узнавания текущей ситуации.

Тестовая задача о "бабочке и цветке" демонстрирует не какой-то изысканный или очень эффективный алгоритм сознания, а принципиальную возможность нахождения правильного "разумного" поведения только на основе неясного внутреннего желания произвольной природы. Если через некоторое время вы заметите, что вероятность попадания бабочки на цветок больше, чем вероятность попадания в какую-то определённую назначенную вами другую точку окна, то это и означает, что бабочка уже узнаёт цветок, и стремится к нему, то есть, она ориентируется в пространстве.

Если сделать окно сразу большим, то, вероятно, бабочка никогда не научится находить цветок, так как будет мало случайного успешного опыта. Но может случайно повезти.

От чего зависит скорость обучения в этом примере? От успешного опыта. Можно помогать бабочке учиться, например, подставляя цветок с нужной стороны, чтобы она постепенно освоила весь необходимый набор движений. Но учтите, что способности бабочки ограничены. Она может достичь максимально возможного для неё мастерства в течение нескольких минут. И дальнейшее обучение больше ничего не даст. А можно ей вредить. И она никогда не научится.

Мозг живой бабочки, как и мозг кибер-бабочки "стремится повторить успех". Живая бабочка летит к цветку, потому что её привлекает запах. Этот запах ей нравится от рождения. Поэтому я не могу уверенно сказать, что она сознательно стремится к цветку. Во всяком случае, её сознанию каждую секунду помогает безусловный рефлекс на запах.

В рассмотренной тестовой задаче нет никаких прямых "физических" воздействий (вроде запаха) со стороны цветка на бабочку. Она не испытывает удовольствия от того, что видит цветок. Она летит к нему потому, что из своего опыта она знает, что получит удовольствие, когда коснётся цветка. Её привлекает не запах и даже не вид цветка, а знание (идея, понимание) того, что правильное поведение завершится удовольствием . Это чисто интеллектуальное стремление или условный рефлекс. Она сознательно стремится коснуться цветка, потому что использованный алгоритм не предусматривает автоматизации поведения. Эта бабочка осознаёт то, что она видит.

Перейти на страницу: 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24

Немного больше о технологиях >>>

Колумбия ожидание мира
«Мы — колумбийцы — выжили в таких трудных географических условиях — и горы, и болота. Мы не сломались, несмотря на десятилетия непрекращающейся войны. Мы продолжаем работать и радоваться жизни. Война — это как явление природы, как ураган, ему нужно сопротивляться!» Не знаю, к ...

Классификация методических средств технического творчества
Большое внимание уделяется в последние годы вопросам технического творчества. При этом, техническое творчество не сводят к кружкам "умелые руки", а понимают под этим процесс поиска новых идей и решений в различных областях человеческой деятельности, учитывающий не толь ...

Галерея

Tехнологии прошлого

Раскрытие содержания и конкретизация понятий должны опираться на ту или иную конкретную модель взаимной связи понятий. Модель, объективно отражая определенную сторону связи, имеет границы применимости, за пределами которых ее использование ведет к ложным выводам, но в границах своей применимости она должна обладать не только образностью.

Tехнологии будущего

В связи с развитием теплотехники ученые в прошлом веке пришли к простому, но удивительному закону, потрясшему человечество. Это закон (иногда его называют принцип) возрастания энтропии (хаоса) во Вселенной. technologyside@gmail.com
+7 648 434-5512