Что же делать?
Понятно, что такая пассивная позиция проигрышна. Что же делать?
С детских лет мы познаем мир методом проб и ошибок (МпиО). Повзрослев, мы пользуемся этим привычным инструментом познания и развития, совершенно не обращая внимания на его мизерную эффективность. Мы ищем вдохновения, озарения, инсайта.
Ну что же, давайте вдохновимся процентов на 105, понюхаем навоза, как Крупп, задумаемся и попытаемся, например, усовершенствовать обычный бытовой кипятильник. Что нужно, чтобы читать по-японски? Естественно, изучать язык, стараться понять его правила и законы .
Неудачи подобных способов активизации мышления объясняли очень просто: акты творчества сугубо индивидуальны (Круппу нравится запах навоза, мне — нет, а кому-то все равно). А коли так — то и научить творчеству нельзя. Нужно пробовать и ошибаться каждому, самому.
В целом, резюмируя, можно сказать так: уже давно темпы роста научно-технического прогресса вошли в жестокое противоречие со способами поиска новых технических решений. Необходимо было искать новые подходы.
И такие способы были найдены.
Основу нашей работы составляет именно такой, объективный подход — Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) — сформированная российским исследователем Генрихом Сауловичем Альтшуллером. Начало работы — г.Баку, 1946 год, первая публикация — 1956 г.
Вернемся к аналогии с японским языком. Можно его изучить? Да, конечно. — Что для этого надо? Надо ли "копаться в голове" у японцев, выяснять, что они нюхают, что едят, чтобы понять закономерности японского языка? — Нет, надо брать учебники, словари и работать, работать . А как же быть с новаторством, с творчеством в других областях человеческой деятельности? Как изобретать в технике? Как выявить ее законы? Как изобретать в бизнесе? В педагогике? В медицине? Начнем с техники. Г.С. Альтшуллер взял на себя колоссальный труд: он проанализировал более 100 тысяч изобретений, расклассифицировал их и путем тщательного анализа выявил основные закономерности развития технических систем. Он ничего не выдумал "из головы". Можно сказать, что Г.С.Альтшуллер изобрел, точнее, открыл — своеобразный "язык", описывающий развитие техники и правила его использования, составил "словари" и "самоучители" для нас с Вами. По ним уже выучились тысячи изобретателей во всем мире. Самое главное (и самое привлекательное!) в ТРИЗ — ИНСТРУМЕНТАЛЬНОСТЬ. Любой нормальный человек может изучить ТРИЗ и эффективно использовать полученные знания и методы в своей работе. Конечно, это потребует времени, упорства и настойчивости. Ничуть не меньше, чем научиться по самоучителю игре на гитаре. Но зато потом .
Основной постулат ТРИЗ: технические системы появляются и развиваются по определенным объективным законам. Эти законы выявлены путем изучения больших массивов информации. В рамках ТРИЗ отобраны и проанализированы наиболее целесообразные подходы к поиску нового, их можно познать и сознательно использовать для целенаправленного развития техники, без множества пустых проб.
Краеугольные камни теории:
A. Объективность законов развития (технических) Систем;
B. Понятие Противоречия: улучшение одного свойства обязательно ведет к ухудшению другого.
Условно можно разделить ТРИЗ на две большие части:
A. решательные механизмы, используемые для решения конкретных задач совершенствования техники;
B. механизмы развития технических (а теперь уже и не только технических) систем и самого человека-решателя.
Таким образом, ТРИЗ — наука, направленная на разработку и практическое применение эффективных методов решения творческих задач, генерации новых идей и решений как в технике, так и в других областях человеческой деятельности.
На базе выявленных законов развития в ТРИЗ разработаны конкретные инструменты поиска новых идей: алгоритм решения изобретательских задач (АРИЗ), комплекс стандартных решений изобретательских задач, типовые приемы устранения (разрешения) противоречий, а также методология прогнозирования развития технических и других систем. Оказывается, как это ни удивительно, что решения любых технических проблем — от задач совершенствования канализации до проектирования компьютеров и космических аппаратов — можно искать по одним и тем же правилам! И в каждом случае — без множества пустых проб и дорогостоящих ошибок, прицельно.
Немного больше о технологиях >>>
О выборе рациональных размеров сегнетоэлектрического рабочего тела импульсного генератора напряжения
В
статье рассматривается генератор электрического напряжения, преобразующий
энергию механического удара в электрическую энергию. Основным элементом
рассматриваемого генератора является сегнетоэлектрическое рабочее тело, по
которому в процессе функционирования генератора движетс ...
В поисках инерцоида
Многие
века люди относились к массивным телам как своеобразным складам движения –
сколько в них вложишь, столько и вернешь. Но вот родилась дерзкая надежда
превратить склады в источники: нельзя ли так пошевелить грузами на тележке,
чтобы та поехала сама собой, за счет внутренни ...