Астрономия как профессия
В галактической астрономии
! В общих чертах выяснено строение Галактики и ее основных наблюдаемых компонентов - как звездных, так и газовых.
! Изучено строение ядра Галактики, скрытого от нас огромной толщей межзвездного газа и пыли.
? Не решена проблема скрытой массы, состоящая в том, что гравитационное поле Галактики в несколько раз сильнее, чем это может быть обеспечено наблюдаемым в ней веществом. Вероятно, большая часть вещества Галактики до сих пор скрыта от астрономов.
? Нет единого сценария происхождения и эволюции Галактики.
Во внегалактической астрономии
! Найдены методы измерения расстояний вплоть до самых удаленных объектов Вселенной.
! Изучено строение основных типов галактик и их скоплений.
! Обнаружено, что скопления галактик распределены не хаотически, а образуют еще более крупномасштабную ячеистую структуру Вселенной.
? Не решена проблема скрытой массы в скоплениях галактик.
? Нет единой теории формирования галактик.
? Не решены основные проблемы космологии: нет законченной физической теории рождения Вселенной и не ясна судьба Вселенной в будущем.
Для решения этих и многих других проблем астрономии необходимы прежде всего новые наблюдения во всем диапазоне электромагнитного спектра, а также регистрация космических частиц (включая нейтрино) и гравитационных волн. Главная задача астрономов - создание все более совершенных приборов для наблюдения за космическими объектами или для непосредственного их изучения в Солнечной системе.
Что создают?
История астрономических открытий - это история создания крупных телескопов: каждый новый инструмент-чемпион приводил к прорыву в наших знаниях о Вселенной. А в последние годы столь же важным стало появление новых поколений компьютеров, помогающих моделировать физические процессы в космосе.
Астрономы постоянно заняты созданием новых телескопов и компьютеров. Сейчас крупнейший оптический инструмент в мире - телескоп Кека на вершине Мауна-Кеа (Гавайские острова) с составным зеркалом диаметром 10 м (рис. 1), собранным из 36 шестиугольных сегментов. Рядом с ним строится его близнец - второй десятиметровый телескоп. А в горах Чили европейские астрономы создают систему из четырех телескопов с монолитными зеркалами диаметром по 8 м (рис. 2, 3). Они будут работать как единый многоглазый инструмент. Результаты обещают быть впечатляющими. Несколько лет работает на орбите американский 2,4-м телескоп им. Хаббла. Возлагавшиеся на него надежды оправдываются: никогда еще астрономы не имели такого мощного инструмента.
Приятно сообщить, что и в России создается похожий прибор, который скоро займет свое место на орбите. Кроме оптических телескопов, на орбите очень эффективно действуют рентгеновские и инфракрасные инструменты, а вскоре появится и большой радиотелескоп.
Сказав, что астрономы создают компьютеры, мы не оговорились: именно создают, поскольку мощность серийных суперкомпьютеров их не удовлетворяет.
В 1995 г. астрономы Токийского университета сами создали специализированный компьютер, способный производить расчеты по звездной динамике со скоростью 1000 млрд операций в секунду! Теперь они моделируют эволюцию гигантских звездных систем, содержащих миллионы звезд, на промежутках времени в миллиарды лет всего за несколько часов. Это уже не просто компьютер, а настоящая машина времени! На ее экране возникает прошлое и будущее Вселенной.
Таковы возможности современной астрономии. А впереди - еще большие.
Немного больше о технологиях >>>
Электрические цепи с бинарными потенциалами
Рассматриваются
электрические цепи c линейными элементами и диодами, не содержащие
транзисторов. Все потенциалы в этих цепях принимают только два значения.
Анализируются требования, которым должны удовлетворять такие цепи.
Устанавливается соответствие между такими цепями и схем ...
Классификация методических средств технического творчества
Большое внимание уделяется в последние годы
вопросам технического творчества. При этом, техническое творчество не сводят к
кружкам "умелые руки", а понимают под этим процесс поиска новых идей
и решений в различных областях человеческой деятельности, учитывающий не толь ...