Пушкин и физика
Вот выдержка из дневника А.И.Тургенева, очень близкого Пушкину человека в последний год жизни: «21 генваря 1837 г. < .> Зашел к Пушкину: о Шатобриане, и о Гете, и о моем письме из Симбирска - о пароходе, коего дым проест глаза нашей татарщине». В российском флоте еще не было пароходов, и только через 17 лет, проиграв Крымскую войну, в частности и потому, что наши парусные суда уступали паровым кораблям англичан, мы спохватимся об этом упущении. А пушкинский журнал уже тогда мог бы ударить в колокол, чтобы разбудить «нашу татарщину»!
В год смерти поэта в России открылась первая железная дорога – от Петербурга до Царского Села. Налаживание регулярных связей в Европе, как отметил кто-то, сыграло бо1льшую роль в развитии общества, чем все наполеоновские войны. «Современник» и его редактор, конечно, не прошли бы мимо такого события. Наука и техника вторгались в быт. Пушкин не дожил до своей науки. Он подошел вплотную, но не успел переступить черту, отделявшую его от этого, по-своему яркого и захватывающего, мира.
Не только мы пытаемся проникнуть в тайну потенциального богатства Пушкина. Многие задумывались о том, что бы он мог еще создать, не уйди он из жизни так рано. Слишком дорог и значим для России был этот человек! Ф.М.Достоевский своим пророческим взглядом пытался вглядеться в сумрак Несбывшегося (термин Александра Грина): «Если бы жил он дольше, может быть, явил бы бессмертные и великие образы души русской, уже понятные нашим европейским братьям, привлек бы их к нам гораздо более и ближе, чем теперь, может быть, успел бы им разъяснить всю правду стремлений наших . Но бог судил иначе. Пушкин умер в полном развитии своих сил и, бесспорно, унес с собою в гроб некоторую великую тайну. И вот теперь мы без него эту тайну разгадываем».
Научное предвиденье поэта
И все-таки он успел оставить нам удивительные картины своего научного прогноза, предсказания огромной значимости науки для будущего развития общества. Несмотря на дань суеверию, он был высокообразованным человеком, верившим в просвещение и общественное развитие на базе, говоря современным языком, научно-технического прогресса.
Как хорошо! Вот сладкий плод ученья!
Как с облаков ты можешь обозреть
Все царство вдруг: границы, грады, реки.
Учись, мой сын: наука сокращает
Нам опыты быстротекущей жизни .
Учись, мой сын, и легче и яснее
Державный труд ты будешь постигать.
«Борис Годунов»
Пушкин понимал, что знания - такое же богатство страны, как запасы недр, полей и лесов. Знания - капитал, залог и необходимый потенциал развития общества. В 7-й главе «Евгения Онегина» представлена развернутая картина будущей российской действительности:
Когда благому просвещенью
Отдвинем более границ,
Со временем (по расчисленью
Философических таблиц,
Лет чрез пятьсот) дороги, верно,
У нас изменятся безмерно:
Шоссе Россию здесь и тут,
Соединив, пересекут.
Мосты чугунные чрез воды
Шагнут широкою дугой,
Раздвинем горы, под водой
Пророем дерзостные своды,
И заведет крещеный мир
На каждой станции трактир.
Вот по-пушкински четкая, но, как всегда, с долей иронии, панорама прогресса, написанная просто, доходчиво и вполне современно. Можно сравнить с тем, что имеем в наше время. Дороги действительно изменяются, хотя до сих пор не так быстро и хорошо, как хотелось бы. «Мосты чрез воды», верно, шагают - посмотрел бы поэт на многокилометровые стальные стрелы, перекинутые через Волгу и сибирские реки. Думается, они бы его так же вдохновили, как когда-то чугунные мосты над Невой. Горы раздвигаются медленнее, конечно, но и сквозь них прокладывают магистрали. Дерзостные своды под водой (и землей) тоже есть - поводить бы его по нашим метро и тоннелям кольцевых ускорителей. Ну а трактиры на станциях, отсутствие коих поэт очень ощущал на себе во время многочисленных поездок, пожалуй, и сейчас оставляют желать лучшего. Обратите только внимание на срок - «лет чрез пятьсот». Прошло 170.
Немного больше о технологиях >>>
Синергетическая парадигма современной экономической теории
Прошедший ХХ
век оставил в наследство человечеству множество нерешенных проблем. Сегодня на
планете каждый шестой человек голодает, каждый пятый не получает должного
медицинского обслуживания, каждый четвертый не имеет достаточного образования,
каждый третий пребывает в опасных ...
Может ли энергия быть отрицательной
подробно не рассматривался. Считалось, что
он слишком сложен для учеников средней школы. В то же время «по умолчанию»
ученики (да нередко и учителя) полагают, что энергия может быть только
положительной величиной. Это приводит к недоразумениям при анализе
преобразования энергии ...