Пищеварительный уроборос
Поскольку эффект Махариши – это влияние на поведение многих людей, то для объяснения его социально-психологических аспектов исследователями развиваются представления о коллективном сознании. При этом отмечается, что одним из выдающихся европейских ученых, внесших существенный вклад в развитие этих представлений, был К.Г.Юнг (Orme-JonsonD.W. et al).
При попытке применить теорию архетипов К.Г.Юнга к эффекту Махариши естественно возникает вопрос о том, о каких именно архетипах может идти речь. Для того, чтобы наметить возможный ход рассуждения и возможный ответ на этот вопрос, обратим внимание на то, что, как правило, структура архетипов – это отношения эго (субъекта) со значимыми для него персонажами. Причем, согласно представлениям аналитической психологии, субъект, персонажи и отношения между ними универсальны для всех людей.
Психологическая структура любого преднамеренного паранормального явления – это субъект (эго) – объектные отношения: пациент-целитель, маг – объект воздействия и т.д. Эта психо-физическая структура тесно связана с концентрацией на конкретном объекте: целитель концентрируется на своем пациенте, маг – на объекте своего воздействия. Поскольку эти субъект-объектные отношения имеют не только психологические, но и физические аспекты, то естественно ожидать, что с ними могут быть связаны фундаментальные психологические структуры. Как и К.Г.Юнг, аналитические психологи полагают, что архетипы имеют магический уровень проявления, не отрицая некоторые аспекты магии (ЮнгК.Г.; Кембридское руководство). Речь при этом идет об информационных и энерго-информационных паранормальных явлениях, а не о силовых (ЮнгК.Г.).
В непреднамеренных паранормальных явлениях нет аналогичной субъект-объектной структуры. Человек не стремится к демонстрации паранормального явления, сознательно и целенаправленно не концентрируется на соответствующем объекте и не пытается оказать на него сознательное воздействие. Паранормальное явление оказывается побочным, непреднамеренным продуктом его деятельности.
Представляется, что эффект Махариши – это непреднамеренное коллективное паранормальное явление. Непреднамеренность, разумеется, обусловлена спецификой соответствующих техник, все детали которых известны только Махариши Махеш Йоги. Тем не менее, как представляется, некоторые предварительные выводы можно сделать из общедоступной информации. Так, во время практики ТМ медитирующий ни на чем конкретном не концентрируется, в том числе и на конкретной форме данной ему мантры, которая не имеет для него никакого смысла. Внимание медитирующего не направлено ни на какие внешние объекты, он занят только своим мышлением: вспоминанием мантры после осознания своей поглощенности какой-нибудь мыслью. Поэтому никаких субъект-объектных взаимоотношений с внешним миром, подобных взаимоотношениям, возникающим в преднамеренных паранормальных явлениях в этом случае нет.
Это, разумеется, не означает, что достаточно опытные ТМ-медитирующие не могут оказывать сознательного, преднамеренного влияния на окружающую среду. Так, например, утверждается, что человек, достигший космического сознания, обнаруживает себя на таком уровне жизни, «с которого можно стимулировать, контролировать и отдавать приказы всем грубым и тонким уровням творения» (Махариши Махеш Йоги, с.265). Кроме этого, известно сообщение о коллективном преднамеренном влиянии на погоду в результате групповой медитации.
Далее, состояние чистого сознания, которое достигается в ходе медитации и является необходимым условием эффекта Махариши, также характеризуется отсутствием субъект-объектной структуры. В нем «нет триединства мыслителя, процесса мышления и мысли; деятеля, процесса делания и действия; испытывающего, процесса опыта и объекта опыта» (Махариши Махеш Йоги, с.290). Утверждается, что в состоянии чистого сознания отсутствуют какие-либо мысли, ощущения, чувства, эмоции. Ум и тело не активны и не пассивны, они находятся в состоянии спокойной готовности (Maharishi Mahesh Yogi).
Немного больше о технологиях >>>
Происхождение ощущений
Воспринимаемое
субъектом внутреннее состояние, не выражаемое через свойства материальных
объектов, и есть "идеальное" ощущение.
...
Оборудование и технология эхо-импульсного метода ультразвуковой дефектоскопии
Двадцать первый век - век атома, покорения космоса,
радиоэлектроники и ультразвука. Наука об ультразвуке сравнительно молодая.
Первые лабораторные работы по исследованию ультразвука были проведены великим
русским ученым-физиком П. Н. Лебедевым в конце XIX, а затем
ультразвуком ...