Пищеварительный уроборос
Осознание сновидений и глубокого сна является побочным результатом регулярной практики ТМ и ТМ-сидхи (Maharishi Mahesh Yogi; WallaceR.K). Опросы показывают, что свыше 80% ТМ-медитирующих с опытом медитации в несколько месяцев начинают осознавать свои сны и наблюдать состояние глубокого сна, как минимум, спорадически (AlexanderC.N. et al). Этот опыт считается одним из проявлений космического сознания, которые означает способность нервной системы одновременно поддерживать состояния сознания бодрствования и чистого сознания. Причем некоторые медитирующие переживают высшие состояния сознания чаще, чем состояние сознания бодрствования. Утверждается, что сравнение на материале 103 заключенных, примерно треть из которых регулярно практиковала ТМ, опыта высших состояний сознания, невроза и шизофрении показывает, что высшие состояния сознания «концептуально и эмпирически отличны от бодрствования и патологического опыта» (AlexanderC.N. et al).
С другой стороны, в собранных в Интернете в середине 90-х годов исследованиях негативных последствий регулярной практики ТМ и ТМ-сидхи, представленных, например, в http://www.trancenet.org показано, что одним из негативных побочных эффектов являются галлюцинации. Независимые эксперты трактуют техники ТМ и ТМ-сидхи как техники пробуждения кундалини, для которых характерно появление галлюцинаций (http://www.trancenet.org; см. также Свами Сатьянанда Сарасвати).
В связи с вопросом о сопоставимости некоторых техник расширения сознания и указанного типа техник восточной традиции С.Гроф отмечает, что описанная им феноменология трансперсональных состояний, начиная с океанических переживаний, соответствующих пренатальному состоянию, и достигаемых на основе техники холотропного дыхания (ребефинг) или в результате принятия ЛСД, оценивается специалистами по медитативному опыту, как аналогичная феноменологии опыта йогов, практикующих пробуждение кундалини (ГрофС.).
Если в обращении к архетипу пищеварительного уробороса состоит предположительный ответ на вопрос о том, с какого уровня коллективного бессознательного может оказываться непреднамеренное влияние в эффекте Махариши, то другой стороной дела является вопрос о том, на «кого» это влияние оказывается? Утверждаемый универсализм эффекта Махариши (он получен в очень разных странах и регионах) позволяет предполагать возможность существования некоторой универсальной оценки состояния коллективного бессознательного современного человека, т.е. человека, не принадлежащего к архаичным сообществам.
Согласно К.Г.Юнгу, боги и богини, архетипические персонификации психических сил, проявляются при фобиях, навязчивостях, невротических симптомах или расстройствах и т.д. «Зевс теперь руководит скорее не Олимпом, а солнечным сплетением, и производит курьезные случаи для кабинета врача или расстройства в головах политиков и журналистов, которые непреднамеренно распространяют в мире психические эпидемии», – полагал К.Г.Юнг (цит. по АдамсМ.В., с.173).
По мнению Э.Нойманна, коллективное бессознательное современного человека – это не коллективное бессознательное человека группы, а коллективное бессознательное человека массы. Хотя человек группы главным образом бессознателен, но, по мнению Э.Нойманна, в нем действуют тенденции, направленные на развитие сознания, индивидуализацию и духовный рост. Несмотря на его бессознательность и эмоциональность, человек группы «обладает огромными конструктивными, синтетическими и творческими силами, которые проявляются в его культуре, его обществе, его религии, искусстве, обычаях и даже в том, что мы называем его суевериями» (НойманнЭ., с.443). С другой стороны, человек массы, скрытый в бессознательном современного человека – это, по мнению Э.Нойманна, психический фрагмент. Его интеграция приводит к значительному расширению личности. Но если этот фрагмент действует автономно, то это приводит к самым негативным последствиям. Человек массы противится сознательному развитию, он иррационален и эмоционален, анти-индивидуален и разрушителен. В мифах он соответствует отрицательному аспекту Великой Матери, «это ее кровожадный сообщник, враг и вепрь-человекоубийца. Эта негативная, бессознательная часть личности архаична в самом отрицательном смысле» (там же, с.444).
Немного больше о технологиях >>>
История развития искусственного интеллекта
Раньше
с понятием искусственного интеллекта (ИИ) связывали надежды на создание
мыслящей машины, способной соперничать с человеческим мозгом и, возможно,
превзойти его. Эти надежды, на долгое время захватившие воображение многих
энтузиастов, так и остались несбывшимися. И хотя ф ...
Может ли энергия быть отрицательной
подробно не рассматривался. Считалось, что
он слишком сложен для учеников средней школы. В то же время «по умолчанию»
ученики (да нередко и учителя) полагают, что энергия может быть только
положительной величиной. Это приводит к недоразумениям при анализе
преобразования энергии ...