Эволюция представлений о пространстве
Раньше
Миро[мифо]воззренческие представления, относящиеся к пространству, скорее конструируют пространство, нежели отражают его.
Мифологическая система мира наследует целостность и статичность мысли, в которой она возникла. Небо как крыша мира и Земля как центр мира - ее основные конструкты. В пространстве между Небом и Землей в Древнем Египте была помещена сила, устанавливающая равновесие в мире. В Древней Индии имелись два варианта заполнения: Индрой (сыном Неба и Земли) и просто воздухом. В этих моделях мир возникает из хаоса, пространство образовано конструктами, а не вмещает их.
В Древней Греции в русле атомизма (Анаксагор, Парменид) появилось представление о бесконечном пустом пространстве, в котором только и возможно движение. Пространство атомистов лишено центра, вечно, не имеет границ. Эпикур, однако, лишил его изотропности, сохранив избранные направления "вверх" и "вниз" для объяснения падения тел. В представлениях других философских направлений пространство имеет границу и центр, верх и низ.
Пространство мира Платона - сфера с Землей в центре (общий "низ"), вмещающая все материальные тела.
Платон создал догму совершенства окружности, живущую до сих пор в комплексных рядах Фурье. Эта догма восходит к наглядным представлениям об окружности окоема.
Пространство мира Аристотеля - конечно, наполнено воздухом и заполнено местами для объектов, неоднородно и анизотропно, является ареной и участником событий. В этом мире мы и жили вплоть до Ренессанса.
Аристотель "навсегда" представил пространство, время и движение непрерывными, бесконечно делимыми. Нет ли у Вас сомнений в правоте Аристотеля?
Пространство Евклида вполне адекватно "метательной" кинематике твердых тел. Евклид обеспечил практикам средства измерения и сравнения длин, площадей и объемов объектов самой различной формы. Абстрактное пространство Евклида однородно и изотропно, бесконечно делимо и безгранично. Геометрия Евклида до сих пор питает нашу пространственную интуицию и философию.
Геометрию принято считать наглядной. Абстрактность геометрии остается в тени (прозрачных чертежей): точка, лишенная протяженности; линия, лишенная ширины; поверхность, лишенная толщины. Что такое абстрактность?
В Средние века пространство Вселенной получило дополнительное оснащение: ад и рай о девяти кругах каждый; структуры, вмещающие ангелов и бога и траектории небесных тел.
Данте Алигьери блестяще выполнил социальный заказ на описание конструкции Мира в форме, доступной пониманию простого элитянина.
Кстати, что означают термины "Комедия" и "Божественная"?
Ренессанс восстановил представление об однородном, пустом, бесконечном абстрактном пространстве и разместил в нем системы отсчета. "Вселенная есть сфера, центр которой всюду, а окружность нигде" (Кузанец).
В трехмерном пространстве Галилея свободное движение происходит по окружности, а не по бесконечной прямой. Пространство Галилея однородно: законы механики одинаковы во всех его точках. Пустоту Галилей изобретательно ввел как бесконечное количество пустот, лишенных величины.
В бесконечно протяженном пространстве Декарта (сущность материи - объемность) нет пустоты (не имеющей свойств), его структуру определяет всеобщее движение ("вихрей"). Это движение порождает неоднородность и искривляет траектории движения частиц вплоть до планет: пространство "искривлено". Эта концепция была продолжена Лейбницем и Эйнштейном.
Концепцию абсолютно пустого однородного пространства (Анаксагор) продолжил и завершил Ньютон. Он ввел "абсолютное, всегда одинаковое и неподвижное" пространство, "абсолютное, истинное, математическое, протекающее равномерно" время. Наряду с ними были дозволены относительное (обыденное) время и относительное пространство.
Место как часть пространства может быть соответственно абсолютным или относительным; положение есть свойство места, поэтому как движение, так и покой могут быть абсолютными или относительными.
Немного больше о технологиях >>>
Молекулы-русалки
Эта история начинается с
одного из многочисленных увлечений Бенджамина Франклина, выдающегося
американского ученого и респектабельного дипломата. Будучи в 1774 году в
Европе, где он улаживал очередной конфликт между Англией и Североамериканскими
Штатами, Франклин в свободное вр ...
Замысел Бога в Его Творениях
На рубеже 16-17 веков, когда наука в
совpеменном смысле слова еще только заpождалась, большинство ученых были
глубоко веpующими христианами. Они считали, что их исследования пpиpоды
позволяют лучше увидеть и понять мудpость и благость Господа, пpоявляемые в Его
созданиях.
Од ...