Эволюция представлений о Вселенной
А.С.Пушкин, Подражания Корану, V
Примечание Пушкина: Плохая физика; но зато какая смелая поэзия!
Христиане со 2 по 6 век построили картину мира как модель дома с двумя (и более) этажами и подвалом.
Великие умы христианского Средневековья (вторая половина 13 в.) окончательно сформировали, опираясь на идеи Аристотеля, детальную модель Земли и Неба, очень далекую от наивных метафор семитской древности. Мифологизация этой модели в образах для простых людей вызвала к вечной жизни титанический космологический трактат "Комедия" (= повествование со счастливой развязкой), заслуживший у потомков почетный высший титул "Божественная" и известный нам как памятник поэтической культуры (почитаемый, но не читаемый). Земля - это шар, окруженный семью вращающимися сферами с Солнцем, Луной и пятью планетами, восьмой с неподвижными звездами, девятой с перводвижущим началом и десятой - неподвижным горним небом, резиденцией Бога. Всю конструкцию обслуживает хорошо организованная компания ангелов.
В Древнем Китае существовало представление, согласно которому Земля имеет форму плоского прямоугольника, над которым на столбах поддерживается круглое выпуклое небо. Разъяренный дракон согнул центральный столб, и Земля наклонилась к востоку. Поэтому все реки в Китае текут на восток. Небо же наклонилось на запад, поэтому все небесные светила движутся с востока на запад.
Системы мира
Система Евдокса не была системой мира, совокупность своих сфер Евдокс использовал как вычислительный инструмент, а не как образ для "понимания". Впрочем, его современники и потомки, не будучи математиками, упорно воспринимали математические конструкции Евдокса и всех других ученых (вплоть до Эйнштейна) именно как образы, как чувственные модели мира, как метафоры непосредственного представления и понимания мира. Ничего не поделаешь! - закон сохранения невежества непреодолим.
Птолемей, как и Евдокс, не ставил себе целью создание картины мира. Из нескольких альтернативных кинематических схем он выбрал математически простую. Нетерпеливые европейские невежды восприняли концепцию Птолемея как откровение, как картину мира, а их достойные потомки обвинили именно Птолемея в создании этой ошибочной картины.
Коперник, несмотря на все оговорки, действительно предложил систему мира. Пример оказался заразителен: Тихо де Браге и Кеплер предложили свои системы мира. Ньютон в "Математических началах натуральной философии "назвал одну из книг "Система мира".
Иоганн Кеплер (1571-1630), как и Коперник, нашел источник вдохновения в сочинениях древних. Экзальтированное воображение завело Кеплера в "Космографическую тайну": "Бог . избрал пять правильных тел". В сферу Сатурна (самого большого радиуса) вписан куб - в него сфера Юпитера - в нее тетраэдр - в него сфера Марса и т.д. К несчастью, красота платоновских совершенных тел не спасла этот созданный Кеплером мир при столкновении с "некрасивыми" фактами, и Кеплер впоследствии отказался от него. Правда, именно это сочинение привлекло внимание Тихо де Браге к его автору, и он пригласил его к себе ассистентом для исследования трех моделей мира. Тихо де Браге на основании своих наблюдений считал птолемееву систему несостоятельной, но не мог представить себе Землю движущейся и не принял систему Коперника. Браге придумал собственную геогелиоцентрическую систему: поместил Землю в центр, а планеты запустил по эпициклам вокруг Солнца (т.е. собрал худшее), и пригласил Кеплера для проверки по наблюдательным данным всех моделей: Птолемея, Коперника и Тихо де Браге. Тем самым он поднял науку - шире, познание - на новый уровень: математическое описание должно быть точным и допускающим проверку, т.е. опровержение фактами.
Немного больше о технологиях >>>
Энергетическая оценка эффекта Махариши
Эффект
Махариши – это влияние трансцендентальной медитации (ТМ) на жизнедеятельность
немедитирующих людей (подробнее об этом см. «Эффект Махариши»). В общем виде
эффект Махариши можно сформулировать как влияние одного процесса
жизнедеятельности одних людей на другой процесс жиз ...
Применение световода на уроках физики
Школьник понимает физический опыт только
тогда хорошо, когда он его делает сам. Но еще лучше он понимает его, если сам
делает прибор для эксперимента.
П.Л.Капица
Физический эксперимент... Постановка его на
уроке позволяет учителю не только подробно рассмотреть физические я ...