Основные экспериментальные характеристики нового адаптивного вариатора
Мы уже публиковали материалы по новому адаптивному фрикционному вариатору и его перспективах для бесступенчатой трансмиссии автомобиля. В этих материалах были приведены схемы как самого вариатора, так и бесступенчатой коробки передач на его основе. Также была приведена схема стенда для испытаний нового вариатора [1, 2]. На этом стенде и были получены основные экспериментальные характеристики вариатора, которые предназначены для расчета и проектирования подобных вариаторов.
Новый вариатор был изготовлен на автомобильном заводе АМО ЗИЛ в Москве и испытан в стендовых условиях. Фиксировались следующие показатели: частота вращения и крутящий момент на входном и выходном валах; по этим данным вычислялись такие важные показатели как КПД, передаточное отношение кинематическое i (или без нагрузки на выходном валу), и реальное iр, т.е. с учетом проскальзывания, вызванного работой под нагрузкой. Кроме того, было осуществлено фиксирование ряда передаточных отношений вариатора, и определены значения коэффициентов упругогидродинамического (УГД) трения и проскальзывания для этих передаточных отношений.
Здесь следует отметить, что последний эксперимент весьма затруднен для адаптивных, а тем более планетарных вариаторов, ввиду того, что передаточное отношение там меняется автоматически, а кроме того имеются два вида последовательно работающих фрикционных контакта – наружный (на внутреннем центральном колесе) и внутренний (на внешнем центральном колесе). Так как эти контакты находятся при оптимизированном нажиме, т.е. примерно в одинаковой степени загружены, то в качестве показателя скольжения брался обобщенный показатель скольжения, равный половинному значению суммарного проскальзывания в вариаторе для каждого контакта. Значение этих коэффициентов трения в наружном и внутреннем контактах – fн и fв, сравнивались с ранее полученными коэффициентами fн проф. X.Воячеком и проф. Н.В.Гулиа для различных проскальзываний.
На графиках рис.1 и рис.2 представлены зависимости крутящих моментов на выходном валу Т и КПД η от частоты вращения n для двух типов рабочих смазок. На рис.1 вариатор смазывался моторным маслом М-8, а на рис.2 – высокотяговой смазкой (трактантом) «Сантотрак-50» (Santotrac-50), предназначенной специально для вариаторов, и изготовляемой в США фирмой Findett Corporation. Кроме того, учитывая несимметричность системы отбора момента при вращении валов вариатора в разных направлениях, опыты были проведены при вращении их в двух различных направлениях. Кривая 1 характеризует КПД вариатора, кривые 2 и 3 – крутящие моменты при вращении входного вала по часовой стрелке и против нее (видно, что эти кривые очень близки друг к другу).
На этих же графиках представлено изменение максимальных коэффициентов УГД-трения fн и fв для смазки моторным маслом (рис.1) и трактантом «Сантотрак-50» (рис.2). Эти коэффициенты определялись расчетно-экспериментальным методам по нескольким вариантам с фиксацией передаточных отношений вариатора на определенных значениях, и на графиках представлены их усредненные значения.
Рис. 1. Характеристики вариатора для минерального масла
Рис. 2. Характеристики вариатора для высокотягового масла
Ввиду того, что в данном вариаторе коэффициенты УГД-трения растут с увеличением скольжения непрерывно (о чем будет еще сказано ниже), мы ограничивались значениями скольжения 10%, как максимально допустимыми для реальных режимов эксплуатации вариатора, и считаем коэффициент запаса по сцеплению β=1. Следует заметить, что при расчете и проектировании вариаторов эти значения максимальных коэффициентов трения следует разделить на коэффициент запаса по сцеплению β, который обычно принимается 1,25 .1,5. С учетом этого относительное скольжение сильно падает и достигает вполне приемлемых значений. Например, для смазки трактантом «Сантотрак-50» и β=1,25 относительное скольжение с 10% падает до 2 .2,5%, а при β=1,5 – до 1,5%. Для моторного масла это падение относительного скольжения не столь существенно: при β=1,25 – 5%, а при β=1,5 – до 4%. Разумеется, последние значения относительного скольжения достаточно высоки, что сказывается на КПД вариатора, который при смазке моторным маслом ниже, чем при смазке трактантом «Сантотрак-50», что отражено на графиках рис.1 и 2.
Немного больше о технологиях >>>
Технологические основы электроники
1. Изобразить и описать последовательность формирования
изолированных областей в структуре с диэлектрической изоляцией
Рис. 1. Последовательность формирования изолированных
областей в структуре с диэлектрической изоляцией:
а — исходная пластина; б — избирательно ...
Каталитический этюд
Современное учение о катализе можно
уподобить гигантскому живописному полотну, на котором с большого расстояния
различимы два частично пересекающихся сюжета. Первый включает процессы, с
помощью которых химики стремятся производить то, что давно умела делать
природа. Речь идет в ...