Эффект Махариши медитация и процесс смерти
Второе свидетельство принадлежит высшему духовному авторитету современного буддизма. Его Святейшество Далай ЛамаXIV, описав в одной из своих лекций в буддистских центрах США тибетскую классификацию стадий умирания, отмечает, что в своих ежедневных медитациях он практикует некоторые из этих стадий (Далай Лама).
Сознание самой последней стадии умирания описывается, как «ясное сияние смерти, действительная смерть». Это самое тонкое сознание сравнивается с безукоризненно чистым осенним небом на заре. Две предыдущие стадии процесса смерти сравниваются с ясным осенним небом, пронизанным красноватым оттенком или оранжевым светом солнца, и с полной темнотой ясного осеннего неба в первый период ночи. Сознание последней стадии, «ясное сияние смерти», тибетцы называют основополагающим, т.к. оно является источником всех других сознаний. «Именно это основополагающее сознание существует безначально и продолжается во всех перерождениях каждого индивидуума, а также в буддстве. Соответствующее толкование дается только в Наивысшей Йога-тантре» (Далай Лама, с.213). То есть эти знания являются тайными.
На что указывают метафоры ясного осеннего неба? В том числе и на (затянутое дымом подмосковных лесных пожаров) осеннее небо над моей головой? Сейчас для нас важно только одно: в этом свидетельстве высшие практики буддизма связаны с процессом смерти, как и самый глубокий для этого учения уровень сознания.
Действительная смерть, ясное осеннее небо на заре, восходящее Солнце – место встречи всех традиций веры и знания.
Теперь обратимся к мировоззрению движения ТМ. Как уже отмечалось, просветление освобождает от колеса рождений и смертей и в этом смысле, как и любая другая техника медитации соответствующего уровня, ТМ по существу относится к теме смерти. Более специальный смысл этой темы, как представляется, раскрыт в работе А.Найдера (NaderA.), где утверждается, что программа ТМ является техникой бессмертия. Это утверждение формулируется через отождествление подсистем физиологии человека с произведениями ведийской литературы и индийской философии (NaderA.).
Итак, просветление и бессмертие – вот те контексты, в которых тема смерти эксплицитно присутствует в мировоззрении ТМ. «The highest – first!»
В дополнение к эксплицитному присутствию темы смерти в мировоззрении ТМ обратим внимание еще на один момент. Краеугольным камнем этого мировоззрения является отождествление специфической формы человеческого опыта – чистого сознания – с самым глубоким уровнем физической организации материи, единым полем (HagelinJ.S., 1987, 1989). Дж.Хэгелин полагает, что для проверки гипотез, касающихся этого уровня организации материи, вместо сверхдорогостоящих сверхускорителей можно использовать эффект Махариши (HagelinJ.S., 1989).
Предположим, что это так: пусть этот физический уровень сущего тождественен Сознанию, высшему «Я», чистому или трансцендентному сознанию. Но как быть с жизнью, ведь это одновременно и опыт живого человека? Где место для жизни в едином поле в физическом? По крайней мере дышать там точно не чем, т.к. один из физиологических индикаторов состояния чистого сознания во время ТМ – это спонтанная приостановка дыхания.
Эту парадоксальную, на мой взгляд, ситуацию отождествления через сознание живого и неживого можно разрешить обращением к грани их соприкосновения: чистое сознание должно быть как-то связано с процессом смерти.
Таким образом, на мировоззренческом уровне тезис о сопоставимости глубоких стадий молитвенных и медитативных практик с процессом смерти не вызывает сомнений. В связи с ТМ известен также эффект Махариши, непреднамеренное влияние медитирующих на других людей (см.обзор «Эффект Махариши»). Опираясь на тезис о сопоставимости, совершенно естественно попытаться понять, что он может дать для объяснения эффекта Махариши. Рассмотрим в этой связи экспериментальные данные, которые свидетельствуют о влиянии на окружающую среду процесса смерти живых существ разной биологической сложности.
Влияние умирающих живых существ на окружающую среду
В том, что касается людей, то рассмотрим еще раз элементы опыта клинической смерти. Как отмечает П.П.Калиновский, осознаваемый опыт клинической смерти является большой редкостью. Уже в начале 80-х годов было собрано около 25000 свидетельств такого опыта, но подавляющее большинство людей (по разным оценкам от 60 до 90%), переживших клиническую смерть, ничего не помнит (КалиновскийП.). К элементам этого опыта, которые можно классифицировать как влияние на других людей, относятся сообщения о выходе из тела и «посещении» живых родственников и/или близких людей или, наоборот, предчувствие опасности, угрожающей жизни близкого человека (КалиновскийП.; ЛандсбергА., ФайеЧ.). В связи с опытом выхода из тела интересующий нас вопрос может быть переформулирован соответствующим образом. Интересно сопоставление этих опытов на языке биохимии: с одной стороны, рост интенсивности метаболизма серотонина во время практики ТМ (WallaceR.K.), с другой стороны, по мнению некоторых специалистов, во время выхода из тела должна происходить блокада рецепторов серотонина.
Немного больше о технологиях >>>
Причинность и взаимодействие в физике
Раскрытие
содержания и конкретизация понятий должны опираться на ту или иную конкретную
модель взаимной связи понятий. Модель, объективно отражая определенную сторону
связи, имеет границы применимости, за пределами которых ее использование ведет
к ложным выводам, но в границах ...
Стратегия «золотой середины»
Выработанная
веками народная мудрость, правило поведения или закон природы? Ниже я
постараюсь показать, что это такой же универсальный закон природы как, скажем,
закон всемирного тяготения.
Понятие
золотой середины далеко не ново. О нем писали еще Конфуций (551...479 до н.э. ...