Алгоритм выживания для науки
На заре XXI века наука оказалась в непростой ситуации. Оптимистические прогнозы 60-х и 70-х годов не подтвердились. В частности, это означает, что энергетические и другие социально значимые проблемы за истекший период времени решены не были, а лишь усугубились. Вера во всемогущество науки, способной решить любую из поставленных задач, в настоящий момент утрачена обществом. Сами же ученые все чаще стали говорить о существовании ее начала и конца: « .По-видимому, каждая наука имеет начало и конец: за фазой ее становления следует период бурного развития и по мере описания основных закономерностей наука исчерпывает свой предмет .»
Рассмотрим, например, эволюцию географии. Как наука, она возникла во времена древних греков: Геродот был не только великим историком, но и крупнейшим географом своего времени. Развитие в средние века средств и методов исследования Земли (корабли, навигационные приборы, картография) вызвали бурный рост экспедиций и открытие новых земель. Максимум первой производной очевидно приходится на эпоху Великих географических открытий (XV .XVI вв.). После этого пошел спад. Заметим, что спад в развитии науки не определяется числом статей. Институт географии существует в системе Академии наук и исследования поверхности Земли, несомненно, полезные и нужные, продолжаются. Но уже ясно, что в основном Земля описана и больших открытий в этой области не будет.
То же относится к минералогии, анатомии, описательной ботанике и зоологии. Отдельные открытия еще случаются, например, открытие в середине XX века А.В. Ивановым нового типа животных – погонофор. Но, в основном, виды животного и растительного мира описаны.
Почему-то часто считают, что замедление развития не относится к физике и химии. Но и эти науки имеют свой предмет, полное описание которого может означать конец данной науки. Отметим, что количество публикаций по физике и химии продолжает расти, а число открытий уменьшается .» [1].
Кроме того, проводимые исследования носят сугубо прикладной характер, в то время как идея о необходимости фундаментальной науки в обществе сегодня всерьез никем не рассматривается. В этом, к сожалению, в большей мере виноваты сами ученые.
Многочисленные явления и процессы, наблюдаемые в природе, достаточно хорошо описаны, но не представлены в общедоступной форме. Не предпринимается и сколь-нибудь серьезных попыток обобщения накопленных знаний. В этом смысле наука проигрывает религии, имеющей более ли менее внятную, хотя и весьма спорную с научной точки зрения, модель Бытия. Общество же интерпретирует свою малую осведомленность как отсутствие каких-либо серьезных научных достижений и исповедует при этом более понятные для себя истины.
Иллюзия стремительного научно-технического прогресса, овладевшая сегодня умами миллионов людей и спровоцированного в первую очередь успехами прикладных дисциплин, – явление временное, вызванное лишь повышением объективности генерируемых знаний, более понятных обществу, а потому и более популярных в нем. Знания же эти не возникли на пустом месте, а явились следствием достижений фундаментальной науки. Это, к сожалению, не всегда понимают. Тем не менее, общество развивается и характер процесса целиком определяется успехами ученых.
Приведу фрагмент из лекций по социальной философии, читаемых профессором В.Г. Сидоровым на втором курсе физико-технического факультета КубГУ (г. Краснодар): «Большинство социально-философских теорий признают общественный прогресс, то есть поступательный ход истории, при котором происходит переход от простых к более сложным социальным структурам». Одним из критериев общественного прогресса с точки зрения материализма является развитие производительных сил и производственных отношений, тесно связанных с достижениями как технических, так и гуманитарных дисциплин. И в этом смысле в приведенном определении нет ничего особенного. Но посмотрим на общественный прогресс с точки зрения бионики – науки, занимающейся использованием биологических процессов и методов для решения инженерных задач. (Бионику можно определить также как учение о методах создания технических систем, характеристики которых приближаются к характеристикам живых организмов.)
Немного больше о технологиях >>>
Применение световода на уроках физики
Школьник понимает физический опыт только
тогда хорошо, когда он его делает сам. Но еще лучше он понимает его, если сам
делает прибор для эксперимента.
П.Л.Капица
Физический эксперимент... Постановка его на
уроке позволяет учителю не только подробно рассмотреть физические я ...
Электрические цепи с бинарными потенциалами
Рассматриваются
электрические цепи c линейными элементами и диодами, не содержащие
транзисторов. Все потенциалы в этих цепях принимают только два значения.
Анализируются требования, которым должны удовлетворять такие цепи.
Устанавливается соответствие между такими цепями и схем ...