Алгоритм выживания для науки
Ученые обратили внимание на одну немаловажную деталь в вопросе моделирования биологических систем: чем сложнее объект, тем он более устойчив. В «мире машин» («вторая природа» по К. Марксу) дела обстоят, как мы знаем, с точностью до наоборот. Другими словами, законы общественного прогресса носят противоестественный характер, а наука при этом скорее регрессирует, чем прогрессирует. Непрерывное снижение уровня открытий, удостоенных Нобелевской премии, служит тому подтверждением [1].
Дробление ради прогресса на бесчисленное множество ничем несвязанных направлений, школ, лабораторий и других творческих групп совершенно не в пользу науки, хотя бы потому, что «если в XIX в. любой образованный человек мог понять современную ему физику, то в конце XX в. даже физики-теоретики не всегда понимают друг друга» [1]. Кроме того, узкая специализация чревата генерированием уже не знаний, а заблуждений: « .Даже среди ученых, своих коллег-политологов мне не удавалось вести нормальную научную дискуссию. С собственной точки зрения их не сбить никакими сколь угодно убедительными доводами. Кроме того, для них характерно стремление до предела сузить свою специализацию. Если специалист по России занимается ее XVII веком, то о XIX веке его спрашивать не стоит. Такую узость они называют «профессионализмом», чем очень гордятся, хотя этот узкий профессионализм часто доходит до того, что даже образованный человек не твердо знает, на чьей стороне воевал СССР во вторую мировую .» [2]. Очевидно, что в этой ситуации личная ответственность ученого резко снижается. Он становится совершенно необъективным в своих оценках. Уровень же подготовленных им специалистов падает из года в год. Авария на Чернобыльской АЭС показала всему миру насколько опасны в обществе подобные тенденции.
Объединение необходимо и идея эта уже давно витает в научных кругах. Попытки предпринимались, но общая ситуация при этом, к сожалению, кардинально не изменилась. Важно четко представлять себе результат такого объединения. С одной стороны это может быть совершенно новая форма мировосприятия, с другой – переосмысленная старая (научная) и ничего более.
Человек познает окружающий мир с точки зрения религии, философии и науки, причем именно в этой последовательности. Верю или нет; думаю, что так; давайте, посчитаем . Разговоры о приоритетности той или иной формы мировосприятия изначально лишены всякого смысла. Сегодня это понимают лучше, чем, например, в конце XIX века. Именно тогда Е.П. Блаватской была сформулирована идея синтеза религии, философии и науки, так неоднозначно воспринятая обществом.
Многочисленная армия лжепоследователей в предвкушении неограниченной власти над умами нового поколения дискредитировали теософию еще на раннем этапе ее становления. Вольное толкование слова «синтез», а также нескончаемые попытки со стороны новоиспеченных мыслителей заменить ту или иную форму мировосприятия на теософию не могли не вызвать бурю справедливого негодования со стороны духовенства, философов и ученых. Но теософия не есть замена религии, философии или же науки. Это совершенно новая форма мировосприятия, объединяющая их и предполагающая более широкий взгляд на проблемы познания окружающего мира.
Кроме того, теософия есть нечто большее, чем просто сумма религии, философии и науки. Она включает в себя не только существующие формы мировосприятия, но и их многочисленные взаимосвязи. Другими словами, грань между религией, философией и наукой в теософии частично стирается.
Нечто похожее можно наблюдать и отдельно в каждой форме мировосприятия, в том числе и научной. Деление людей по признаку технического или же гуманитарного мышления становится все более условным. Физики интересуются лирикой, в то время как лирики все чаще сталкиваются с необходимостью изучения технических дисциплин. Такое плавное взаимопроникновение различных областей научного знания способствует зарождению новых теорий, способных не просто описать те или иные явления/процессы, но также объяснить и предсказать их.
Немного больше о технологиях >>>
Основные концепции классической физики XIX века
Становление классического естествознания
Социально-экономические
и политические условия развития науки в XIX веке в разных странах не были
одинаковыми. И хотя эти условия не всегда благоприятствовали развитию науки,
для XIX века в целом характерен бурный рост научных ...
О вращении электрона
Как
известно [1], основанием для введения в физику квантовых постулатов в начале XX
века послужило абсолютное несоответствие результатов ряда фундаментальных
экспериментальных открытий в области микромира устоявшимся воззрениям на
предполагаемые свойства объектов микромира. А и ...