Почему мы видим кpасный цвет кpасным
Вообще-то, зрение устроено не очень совершенно. Мы можем составить зелёный цвет из синего и жёлтого, а можем и из других цветов. К этой неоднозначности зрения приспособлены упомянутые выше таблицы цветов, которые используются не для представления всех возможных цветов, а для смешивания красок.
Слух устроен лучше. Однако вы можете удивиться, узнав, что в улитке уха нет чувствительных элементов, настроенных на определённые высоты тона или громкости звука. Представьте, что на каждую ноту реагировал бы отдельный резонатор. Тогда при повреждении некоторых чувствительных элементов, мы бы вообще не слышали, или очень тихо слышали некоторые ноты. Ухо устроено проще и надёжнее. При всех высотах тона и громкостях работают практически все волосковые рецепторы (http://webcenter.ru/~korn/ai-post/brain.html#BM6). Физически, они реагируют на касание "текториальной" мембраны. Из потока сигналов о "возбуждении" тысяч рецепторов мозг выделяет то, что требуется для узнавания и действия.
Сознание обнаруживает в звуке частоту, громкость, тембр и прочие "культурно обоснованные" признаки, ассоциативно привязанные к другим ощущениям, источником которых тоже является внешний мир.
Для кошки шуршание под полом вообще не "звук", а один из признаков мышки. Кошка различает оттенки запахов и звуков, но, наверно, не отличает "обоняние" и "слух", так как приписывание частей потока восприятия к органам чувств является интерпретацией.
По аналогии с цветом розы, громкий звук вызывается падением большого дерева, а тихий звук - падением маленького деревца. Калибровка шкалы громкости происходит по мере накопления опыта путём ассоциативной привязки к внешним событиям, а не потому, что "громкое" и "тихое" ощущение принципиально отличаются по своему внутреннему субъективному представлению, или по формату нервного информационного потока. При развитии органа слуха эволюции было достаточно, чтобы мы различали громкий и тихий звук, и не требовалось, чтобы восприятия таких звуков были какими-то вполне определёнными.
Калибровка цветового восприятия тоже происходит через ассоциативную привязку к внешнему миру. Красный предмет имеет цвет розы, а зелёный - цвет листьев.
Когда Мария впервые выйдет на улицу, то она не увидит цветов, так как сначала мы видим то, что узнаём. Возможно, она увидит, что в нашем мире у серого цвета есть "оттенки". Живой цветок розы и её листья различаются немного больше, чем в её чёрно-белом мире. Со временем она обнаружит многие предметы по окраске похожие на розу, и многие другие - похожие на листья. Она научится надёжно различать красный и зелёный цвет, и даже скажет вам, что эти цвета совсем не похожи. Если только будет не слишком поздно. С возрастом способность к обучению ухудшается.
Новые ощущения формируются не сразу. Слепая женщина, приучившаяся к использованию звукового локатора, сначала слышала "звуки предметов". Это помогало ей ориентироваться, не касаясь предметов. Только через некоторое время у неё возникло зрительное ощущение.
Новичок в музыке просто не слышит того, что доступно опытным слушателям и музыкантам. Для развития каждого чувства требуется время и тренировка. Поступая учиться в музыкальную школу, мы выходим куда-то, чтобы приучиться чувствовать то, что недоступно без специального опыта.
Получается, что физическое устройство органов не так уж важно, если только они не теряют информацию. Опыт восприятия внешнего мира играет определяющую роль в формировании ощущений, адекватных внешним объективным стимулам.
Чтобы это проверить можно провести эксперимент с очками, взаимозаменяющими красный и зелёный цвет без потери информативности. Я думаю, что человек способен привыкнуть к таким очкам. Через некоторое время он снова увидит розу красной. А когда снимет очки, то увидит её зелёной, пока опять не приспособится к задаваемой внешним миром карте цветов.
Если опыт даст другой результат, и человек в таких очках всё время будет видеть розу зелёной, то придётся признать, что либо существует "встроенное" специфическое восприятие каждого цвета, либо приучение к различению цветов происходит в раннем детстве, а затем эта способность теряется.
Я думаю, что не полностью теряется. Женщина, ослепшая в результате аварии, в возрасте больше 40 лет снова научилась видеть при помощи звукового локатора. Она видит глубину пространства и форму предметов, и иногда даже забывает, что эта информация приходит через слух.
Пока нет данных о том, что у слепых с детства этот способ компенсации зрения создаёт зрительные ощущения. Хотя он помогает ориентироваться. Возможно, есть критический возраст, до которого нужно освоить зрительную ориентацию.
Первоисточником зрительного восприятия являются не глаза и не зрительная система, а сам внешний мир. Но удачно устроенный орган зрения, конечно, нам здорово облегчает жизнь.
Немного больше о технологиях >>>
Разработка интегрированного стартер-генератора на основе вентильно-индукторной машины
Рассматриваются
принципы работы стартер-генераторного устройства автономного объекта на базе
вентильно-индукторной машины. Проведено исследование режимов работы
вентильно-индукторного стартер-генератора на основе математического
моделирования. Предложено решение проблем расшире ...
Классификация изобретений и НТП
"Экономична мудрость бытия, все новое в
нем шьется из старья". В.Шекспир
В шестом веке до нашей эры в древнегреческой
колонии Сибарис — крупном по тем временам торговом центре, жители которого
славились любовью к роскоши, — существовал обычай, по которому повар,
пр ...