Многообразие проявлений причинно-следственных связей в материальном мире обусловило существование нескольких моделей причинно-следственных отношений. Исторически сложилось так, что любая модель этих отношений может быть сведена к одному из двух основных типов моделей или их сочетанию.

Возможности системного анализа применительно к научному и техническому творчеству

Последнее из общих сведений о системах - жизненный цикл. Любая система рождается, развивается и гибнет (частным случаем гибели системы является ее преобразование в другую систему с принципиально иной внутренней организацией). При этом следует заметить одну важную особенность: фазы жизненного цикла системы в разных надсистемах могут очень сильно различаться, поэтому констатация "клинической смерти" системы в какой-либо надсистеме отнюдь не всегда означает полное исчезновение этой системы из других надсистем.

Научно-техническое творчество по идее должно обеспечивать развитие соответствующей отрасли, а для этого надо знать направление "вектора развития" объекта, т.е. провести его системное исследование. И если для технических систем основные положения системного анализа уже сформулированы [2], то поле научной деятельности пока в этом смысле является целиной. Если каждую конкретную науку представить в виде системы и провести последовательный анализ такой системы, то нетрудно выявить наиболее вероятные направления эволюционного развития данной науки и сосредоточить усилия именно на этих направлениях.

Попробуем сформулировать основные определения и положения системного анализа для понятия "наука". Наука - это упорядоченное по смыслу множество знаний о предмете исследования, связанных между собой и образующих некоторое единство.

Структура науки - это закономерные устойчивые связи между сведениями о предмете науки, отражающие причинно-следственные отношения между этими сведениями.

Функция науки - это внешнее проявление выводов науки, определенный способ взаимодействия с другими областями человеческой деятельности.

ГПФ науки - увеличение степени осознанности человеческой деятельности.

Целостность науки означает, что комплекс частных сведений, рассматриваемый в качестве науки, позволяет сделать выводы и наметить направления новых исследований, которые было бы невозможно сформулировать на основании каждого из частных сведений в отдельности.

Делимость науки означает, что любую науку можно представить состоящей из ряда разделов, т.е. для каждой конкретной науки можно найти более общую науку, куда она входит в качестве раздела, и каждую конкретную науку можно разделить на несколько разделов или научных направлений (правда, не всегда они дорастают до статуса науки).

Закономерности строения и функционирования науки:

1. Наука должна быть функционально полной, т.е. комплект частных знаний должен включать все необходимое и достаточное для получения качественно новых выводов.

2. Все научные материалы должны быть организованы в логически последовательные цепи. Полная логическая цепь состоит из пяти операций: 1) получение частных сведений о предмете исследования, 2) преобразование этих сведений к нужному виду, 3) объединение сведений, полученных из разных источников, 4) формирование обобщений и выводов, 5) выявление неиспользованной или противоречивой информации и организация ее в форму исходных сведений для следующего этапа исследований.

3. Наука должна обладать хотя бы минимальной степенью общности, т.е. выводы ее должны оставаться справедливыми в некотором диапазоне изменения исходных данных или объекта исследования.

4. Комплекс знаний о предмете исследования получает статус науки лишь после превышения некоторого минимального информационного объема этого комплекса.

Тенденции развития науки:

1. По мере развития науки доказательства ее выводов упрощаются по форме, сокращаются в объеме и основываются на меньшем количестве исходного материала.

2. По мере проникновения в сущность предмета исследования выводы науки становятся более гибкими, одновременно идет и детализация этих выводов в зависимости от конкретной разновидности предмета исследования. Это происходит, в частности, за счет: 1) перехода от жестких к гибким, вероятностным формулировкам, 2) увеличения числа условий и параметров, учитывающих частные особенности конкретных объектов.

3. Периодичность этапов накопления данных и обобщения в данной науке согласуется во времени с аналогичной периодичностью в смежных науках. В различных разделах данной науки периодичности также согласованы.

Перейти на страницу: 1 2 3 4

Немного больше о технологиях >>>

Применение гидролокатора бокового обзора для прокладки и контроля положения подводного трубопровода
При эксплуатации подводных участков нефте- и газопроводов необходимы регулярные технические инспекции для контроля состояния тела трубы и ее опор. Предлагаемая технология обследования подводного трубопровода с использованием гидролокатора бокового обзора характеризуется высокой ...

Микросхемотехника
Еще несколько лет назад различные электронные устройства собирали из отдельных элементов – электронных ламп, реле, трансформаторов, резисторов, конденсаторов, – долго и ненадежно, да и размеры аппаратуры получались весьма внушительными. Например, электронная вычислительная маши ...

Галерея

Tехнологии прошлого

Раскрытие содержания и конкретизация понятий должны опираться на ту или иную конкретную модель взаимной связи понятий. Модель, объективно отражая определенную сторону связи, имеет границы применимости, за пределами которых ее использование ведет к ложным выводам, но в границах своей применимости она должна обладать не только образностью.

Tехнологии будущего

В связи с развитием теплотехники ученые в прошлом веке пришли к простому, но удивительному закону, потрясшему человечество. Это закон (иногда его называют принцип) возрастания энтропии (хаоса) во Вселенной. technologyside@gmail.com
+7 648 434-5512