Многообразие проявлений причинно-следственных связей в материальном мире обусловило существование нескольких моделей причинно-следственных отношений. Исторически сложилось так, что любая модель этих отношений может быть сведена к одному из двух основных типов моделей или их сочетанию.

Возможности системного анализа применительно к научному и техническому творчеству

Последнее из общих сведений о системах - жизненный цикл. Любая система рождается, развивается и гибнет (частным случаем гибели системы является ее преобразование в другую систему с принципиально иной внутренней организацией). При этом следует заметить одну важную особенность: фазы жизненного цикла системы в разных надсистемах могут очень сильно различаться, поэтому констатация "клинической смерти" системы в какой-либо надсистеме отнюдь не всегда означает полное исчезновение этой системы из других надсистем.

Научно-техническое творчество по идее должно обеспечивать развитие соответствующей отрасли, а для этого надо знать направление "вектора развития" объекта, т.е. провести его системное исследование. И если для технических систем основные положения системного анализа уже сформулированы [2], то поле научной деятельности пока в этом смысле является целиной. Если каждую конкретную науку представить в виде системы и провести последовательный анализ такой системы, то нетрудно выявить наиболее вероятные направления эволюционного развития данной науки и сосредоточить усилия именно на этих направлениях.

Попробуем сформулировать основные определения и положения системного анализа для понятия "наука". Наука - это упорядоченное по смыслу множество знаний о предмете исследования, связанных между собой и образующих некоторое единство.

Структура науки - это закономерные устойчивые связи между сведениями о предмете науки, отражающие причинно-следственные отношения между этими сведениями.

Функция науки - это внешнее проявление выводов науки, определенный способ взаимодействия с другими областями человеческой деятельности.

ГПФ науки - увеличение степени осознанности человеческой деятельности.

Целостность науки означает, что комплекс частных сведений, рассматриваемый в качестве науки, позволяет сделать выводы и наметить направления новых исследований, которые было бы невозможно сформулировать на основании каждого из частных сведений в отдельности.

Делимость науки означает, что любую науку можно представить состоящей из ряда разделов, т.е. для каждой конкретной науки можно найти более общую науку, куда она входит в качестве раздела, и каждую конкретную науку можно разделить на несколько разделов или научных направлений (правда, не всегда они дорастают до статуса науки).

Закономерности строения и функционирования науки:

1. Наука должна быть функционально полной, т.е. комплект частных знаний должен включать все необходимое и достаточное для получения качественно новых выводов.

2. Все научные материалы должны быть организованы в логически последовательные цепи. Полная логическая цепь состоит из пяти операций: 1) получение частных сведений о предмете исследования, 2) преобразование этих сведений к нужному виду, 3) объединение сведений, полученных из разных источников, 4) формирование обобщений и выводов, 5) выявление неиспользованной или противоречивой информации и организация ее в форму исходных сведений для следующего этапа исследований.

3. Наука должна обладать хотя бы минимальной степенью общности, т.е. выводы ее должны оставаться справедливыми в некотором диапазоне изменения исходных данных или объекта исследования.

4. Комплекс знаний о предмете исследования получает статус науки лишь после превышения некоторого минимального информационного объема этого комплекса.

Тенденции развития науки:

1. По мере развития науки доказательства ее выводов упрощаются по форме, сокращаются в объеме и основываются на меньшем количестве исходного материала.

2. По мере проникновения в сущность предмета исследования выводы науки становятся более гибкими, одновременно идет и детализация этих выводов в зависимости от конкретной разновидности предмета исследования. Это происходит, в частности, за счет: 1) перехода от жестких к гибким, вероятностным формулировкам, 2) увеличения числа условий и параметров, учитывающих частные особенности конкретных объектов.

3. Периодичность этапов накопления данных и обобщения в данной науке согласуется во времени с аналогичной периодичностью в смежных науках. В различных разделах данной науки периодичности также согласованы.

Перейти на страницу: 1 2 3 4

Немного больше о технологиях >>>

Индуцированный распад протона
Дано теоретическое обоснование новому физическому эффекту - индуцированному распаду протона. Индуцированный распад протона (ИРП) рассматривается как ядерная реакция нового вида, которая может происходить только при учете особенностей фрактального строения протона. Индуцированны ...

Почему “организм” этики отторгает эмбриональные стволовые клетки
В первые годы начавшегося века в центре внимания научной, медицинской и просто широкой общественности, безусловно, находится все, что связанно с возможностями лечения стволовыми клетками (СК). Во многих публикациях помимо раскрытия медицинских аспектов новых технологий, котор ...

Галерея

Tехнологии прошлого

Раскрытие содержания и конкретизация понятий должны опираться на ту или иную конкретную модель взаимной связи понятий. Модель, объективно отражая определенную сторону связи, имеет границы применимости, за пределами которых ее использование ведет к ложным выводам, но в границах своей применимости она должна обладать не только образностью.

Tехнологии будущего

В связи с развитием теплотехники ученые в прошлом веке пришли к простому, но удивительному закону, потрясшему человечество. Это закон (иногда его называют принцип) возрастания энтропии (хаоса) во Вселенной. technologyside@gmail.com
+7 648 434-5512