Нужно ли творчество бизнесу
Это на Западе, а в России?
Российские специалисты по развитию бизнеса высказали в одном опросе отношение к необходимым им качествам: первые два места занимают навыки: «умение принимать решения» и «стратегическое мышление». Вот на таких специалистов существует повышенный спрос.
Только где же их найти?
Переманить?
Mckinsey утверждает, что компании вступили в новую эру «войны за таланты». «Охотники за головами» рыщут по всем бизнес-закоулкам, нельзя ли переманить талантливого менеджера, талантливого маркетолога, инженера… И чем больше рыщут, тем выше поднимается зарплата у «переманиваемого» менеджера. Да, конечно, звезды бизнеса того стоят. Но это напоминает ситуацию в европейском футболе, где покупка футболиста-звезды отбрасывает футбольный клуб за грань безубыточности. Правда, некоторые аналитики считают, что война за таланты уже закончилась – таланты «закончились» и остается перекупать их «из всем известной колоды».
А что делать тем фирмам, которые не могут позволить себе такие расходы? Гуру-консультанты дают рецепт: искать и принимать на работу «иных». Иных – по культуре, отрасли бизнеса, профессии, сексуальной ориентации, личному опыту и т.п. Подход ясен – предлагается внести в фирму «новую точку зрения». Так, раньше при королевском дворе обязательно был шут, которому не возбранялось говорить разные «странности». И правда, иногда это помогает. Но чаще – не помогает.
Сегодня передовые организации стараются включить в активный поиск новшеств многих работников. А для этого создают благоприятные условия творческим работникам; устраивают конкурсы идей; обучают персонал в корпоративных университетах(3).
Такие подходы тоже частично помогают в решении проблем и поиске новых идей, но прорыва не обеспечивают.
Ранняя селекция?
В последние годы японские корпорации активно ищут таланты среди подрастающего поколения. «Тойота», «Тошиба» и др. посылают агентов в школы и вузы отбирать талантливых юношей и девушек для будущей работы в бизнесе.
Даже государство, если понимает важность проблемы, включается в это дело. В США, например, реализуется «Проект Эдисона» – создается сеть частных школ из тысячи коммерческих учебных заведений, в которых в 2010 году будет учиться два миллиона человек. Само название проекта подсказывает нам его цель: подготовка творческих людей.
Но проблема еще и в том, что в Школе не учат решать проблемы. Их учат читать, писать, заниматься спортом . Решение же современных задач требует системного подхода, и умения видеть отдаленные последствия. Но ни школьное, ни вузовское образование таким требованиям не удовлетворяют.
Остается только «искать самородков».
Закономерен вопрос: а можно ли научить творчеству? Не вдаваясь в «историю вопроса», ответим – можно!
От возможности до внедрения
Поиск проблем
«Я бросаюсь туда, где шайба должна быть, а не туда, где она сейчас находится».
Уэйн Грецки
Важно не только решить задачу, но и вовремя увидеть проблему. Еще Дж. Бернал писал: «Гораздо труднее увидеть проблему, чем найти ее решение. Для первого требуется воображение, а для второго только умение». И в чем-то он прав.
Поиск проблемы тяжелое дело. Это так просто – не видеть проблем… Кто же хочет «проблем на свою голову»? Однако, чем раньше узнаешь об уже существующей проблеме – тем лучше к ней подготовишься. А еще лучше знать о будущих проблемах: можно снизить риски и повысить эффективность бизнеса.
Немного больше о технологиях >>>
Применение световода на уроках физики
Школьник понимает физический опыт только
тогда хорошо, когда он его делает сам. Но еще лучше он понимает его, если сам
делает прибор для эксперимента.
П.Л.Капица
Физический эксперимент... Постановка его на
уроке позволяет учителю не только подробно рассмотреть физические я ...
Изобретать по правилам
Задавали ли Вы себе когда-нибудь вопрос:
"Бывают ли нетворческие профессии?" Какие? Фрезеровщик на заводе
приделал несколько линз и зеркал к обычному станку. Теперь он, даже не
поворачивая головы, видит все шкалы, не надо "нырять" к нониусам,
терять время, с ...