Структурная схема приемника (рис. 3):
Рис. 9. Схема системы косвенного синтеза сетки частот
Если частота УГ отклоняется от номинального значения, то появляется сдвиг частоты на выходе ДПКД от 6,25 кГц и на выходе ИФД возникает управляющее напряжение, изменяющее частоту УГ, приводя ее к номинальному значению.
В цепи обратной связи между УГ и ИФД установлено два делителя частоты. Коэффициент деления первого из них постоянен и равен т = 8. Коэффициент деления второго ДЧ может изменяться под действием сигналов, поступающих с пульта дистанционного управления ПДУ, в пределах 2360 .2719,5 с интервалом 0,5. Это позволяет обеспечить формирование с помощью УГ любой из частот в диапазоне 118 . 135,975 МГц с дискретностью в 25 кГц.
Таким образом, схема косвенного синтеза обеспечивает кварцевую стабилизацию множества дискретных значений частот излучаемых колебаний с помощью одного кварцевого генератора.
Схема косвенного синтеза частот используется также в радиостанции «Ядро», где она дополняет схему прямого синтеза и позволяет расширить диапазон стабилизируемых значений частоты.
7. Особенности радиопередатчиков:
Необходимо отметить несколько особенностей передатчиков PC. Роль задающих генераторов в них обычно играют синтезаторы частоты. В передатчиках с AM применяются схемы автоматической регулировки глубины модуляции, а в передатчиках с ОМ — схемы автоматической регулировки мощности. В случае ОМ используется многократное преобразование частоты сигналов. Остановимся на некоторых из перечисленных особенностей.
Системы автоматической регулировки глубины модуляции (АРГМ) и системы автоматической регулировки мощности (АРМ) излучения предназначаются для стабилизации глубины модуляции излучаемых сигналов в случае AM или для стабилизации мощности сигнала боковой полосы в случае ОМ при изменениях громкости передаваемого телефонного сообщения в широких пределах. По принципу действия эта система подобна системе автоматической регулировки усиления (АРУ) в радиоприемнике: с ее помощью в зависимости от силы звука изменяется коэффициент усиления модулятора так, что изменения напряжения сигналов на выходе модулятора оказываются значительно меньше входных.
Система АРГМ часто дополняется ручной регулировкой коэффициента усиления усилителя низкой частоты модулятора. Выбирая надлежащим образом силу голоса и коэффициент усиления модуляционного каскада, оператор может добиться уменьшения влияния на качество передачи акустических помех.
В передатчиках с AM используются так называемые схемы задержки, представляющие собой системы автоматического регулирования уровня несущих колебаний. Уровень несущих колебаний с их помощью значительно уменьшается в тех случаях, когда отсутствует модулирующее напряжение в тракте низкой частоты. Благодаря этому возрастает КПД передатчика.
Применение схем преобразования частоты в передатчиках с ОМ обусловлено стремлением повысить качество фильтрации спектра боковых частот модуляции и подавления составляющих спектра второй боковой полосы. Качество фильтрации удается повысить, осуществляя модуляцию сигналов не на частоте излучаемых колебаний, а на более низкой частоте поднесущих колебаний.
Характерные особенности радиоприемников:
В бортовых PC используются приемники супергетеродинного типа. В диапазоне MB обычно осуществляется однократное преобразование частоты, в диапазоне ДКМВ — трехкратное. При трехкратном преобразовании достигается сужение полосы пропускания УПЧ до 3,2 кГц при ОМ и до 140 Гц при амплитудном телеграфировании.
В усилителях промежуточной частоты (УПЧ) применяют кварцевые и электромеханические фильтры, обладающие частотной характеристикой практически прямоугольной (П-образной) формы и позволяющие реализовать высокую избирательность по соседнему каналу. Использование преселекторов и надлежащий выбор первой промежуточной частоты позволяют обеспечить хорошую избирательность по зеркальному каналу.
Немного больше о технологиях >>>
Новая концепция электромобиля
Электромобиль
– транспортное средство, ведущие колеса которого приводятся от электромотора
питаемого электробатареей, появился впервые в 1838 году в Англии. Электромобиль
существенно старше автомобиля с двигателем внутреннего сгорания. Поначалу он
опережал автомобиль по скорост ...
Эволюционный миф и современная наука
– "Дарвин был неправ... Теория
эволюции, возможно, самая страшная ошибка, совершенная в науке".
Эту мысль не так давно высказал член нью-йоркской
Академии наук И.Л.Коэн 1. В своем мнении Коэн далеко не одинок: Джон Вольфган
Смит – профессор орегонского Университета ...