Философия техники П.К.Энгельмейера
В области техники интересы его были разносторонни. В 1912 г. выходит третье издание практического руководства "Автомобиль. Мотоциклет. Моторная лодка", в котором приводится исторический очерк об автомобилях с рисунками и фотографиями . Он сам совершает автопробег из Парижа в Москву с сыном Володей . С 1909 г. Энгельмейер преподает курс автомобилестроения, а в 1916 г. выпущено, вероятно, одно из первых учебных пособий в России, посвященных комплексному обучению автоделу - "Катехизис шофера" . В 1930 г. он выпускает вместе с соавторами специальное издание, посвященное конструктивным особенностям моторных лодок . А в начале тридцатых годов представляет на 30 машинописных страницах проект Дворца техники, который предполагалось построить на базе Политехнического музея в Москве . Много работал П.К.Энгельмейер и над вопросами, связанными с изобретательством. В 1897 г. он публикует руководство для изобретателей "Изобретения и привилегии" с приложениями, в которые вошли: закон о привилегиях и дополнения к нему, а также указания для оформления документов . Любопытно, что вместо предисловия Энгельмейер помещает письмо, адресованное ему графом Л.Н.Толстым, выдержка из которого приведена ниже.
"Милостивый Государь Петр Климентич! . Я просмотрел присланные Вами листы Вашей книги. Цель ее очень хорошая. Меня каждый год посещают несколько человек таких изобретателей, и всегда бывает очень жалко ненормального душевного состояния, в котором они большей частью находятся, вследствие неестественного напряжения дурно направленных умственных способностей.
Ваша книга может принести пользу тем из них, которые еще не потеряли способности критически относиться к своим проектам, и потому желаю ей успеха.
С совершенным уважением, Ваш покорный слуга Лев Толстой".
Текст этого письма будет более понятен, если раскрыть само руководство. В нем рассматриваются не столько формальные стороны изобретательской деятельности, сколько морально-этические и социально-психологические аспекты этого процесса. Энгельмейер подробно, на базе конкретных примеров, разбирает такие вопросы, как "Соперничество между изобретениями", "Неудачи изобретений" , "Изобретение вечного движения" .
В дальнейшем он дополнил эту работу изданием, в котором ввел целый ряд разделов, посвященных "привилегированию изобретений", то есть, говоря современным языком, охране интеллектуальной собственности . Это руководство фактически является и энциклопедией, и инструкцией для изобретателя. Кроме основных разделов, в которых дано представление об изобретениях как "объектах права собственности", и "достижении возможно большого объема права", в приложении даются примеры "судебных процессов по привилегиям на изобретения, по товарным знакам и рисункам". Это издание и в настоящее время может служить прекрасным пособием для курса "Патентное право".
Не чужд был Петр Климентьевич и участию в общественной жизни России. В 1898 г. он издает беспрецендентную по своей гражданской смелости работу "Критика научных и художественных учений графа Л.Н.Толстого". Следует учесть, что в тот год Энгельмейеру было 43 года, и как общественный деятель он был известен только в кругу специалистов. Толстому же в это время исполнилось уже 70 лет, и он был в расцвете своей мировой славы. Не останавливаясь на собственно критических замечаниях, высказанных Энгельмейером в адрес Л.Н.Толстого, отметим некоторые основные положения данной работы. Ее главным достоинством является попытка увидеть взаимосвязь между такими основными духовными направлениями деятельности человека, как искусство, наука и техника.
Но дадим слово самому Энгельмейеру. Вот, что он пишет в главе четвертой, посвященной искусству. "Когда ученый создает новое понятие, новый закон, он начинает, как художник, с интуиции. Является гипотеза. Потом он перерабатывает гипотезу мышлением, по научному. Но художественный элемент не исчезает . Возьмем закон всемирного притяжения Ньютона. В нем видны оба элемента: наглядный художественный образ невидимой но реальной силы, действующий между телами через космическое пространство, и научная умственная формула количественного действия этой силы . Если великие научные сочинения . Ньютона, Лапласа, Дарвина глубоко художественны, то и наоборот, влияние художественного произведения, как Библия, Одиссея, творения Шекспира ., глубоко мудры и поучительны и зачастую учат тому, что недоступно науке, учат так, что понимание прямо как бы вливается в самую сокровенную суть мироздания. Вот что называется откровением . Вот образ и подобие Божие в человеке" .
Немного больше о технологиях >>>
Оптимизация структуры стохастического графа c переменной интенсивностью выполнения работ
Задача
распределения ресурсов (нескладируемого типа) на cтохастических сетях (параллельные
проекты) сформулирована как обусловленная переменной структурой графа.
Предложенный метод решения обеспечивает получение экстремального графа для
случая, когда каждая работа многопроектно ...
Красота – язык сверхсознания
Красота
широко разлита в окружающем нас мире. Красивы не только произведения искусства.
Красивыми могут быть и научная теория, и отдельный научный эксперимент. Мы
называем красивыми прыжок спортсмена, виртуозно забитый гол, шахматную партию.
Красива вещь, изготовленная рабочим ...