Философия техники П.К.Энгельмейера
Третий выпуск "Философии техники" назван "Наша жизнь". Основным лейтмотивом этой части работы является следующая формулировка: "Жизнь есть удовлетворение потребностей" . При этом непрерывный успех в удовлетворении потребностей определяется как счастье. В качестве же основного принципа жизни Энгельмейер выдвигает творчество. В разделе "Житейский здравый смысл" он первостепенное внимание уделяет интуиции, по- русски догадке. Переходя к роли, которую играет здравый смысл в жизни человечества Энгельмейер утверждает: "Здравый смысл есть накопленные догадки миллионов людей". И далее. "Если жизнь есть творчество, то теория жизни должна быть теорией творчества" .
Предпринимая попытку определения понятия "личность", вводя "условия счастья", Энгельмейер пишет, что природа наделила человека "внутренним светильником", при свете которого он может различить истину, красоту, добро и пользу. Этот светильник имеет свои названия: в науке он называется интуицией, в практической жизни - тактом и здравым смыслом.
Весьма интересны размышления Энгельмейера о соотношениях между верой и разумом. Он пишет, что вера и разум обратно пропорциональны; причем вера состоит в самом близком родстве с интуицией-догадкой. Различие же между верой и интуицией сводится к тому, что мы называем "верой отношение к чужой мысли, а интуицией - отношение к мысли, возникшей в нашем сознании" .
Не остались без внимания и такие категории, как нравственность и религия. Энгельмейер определяет разницу между ними cледующим образом. "Религия регулирует отношение человека к сверхчувственному миру, тогда как нравственность регулирует его отношение к миру чувственному" .
Он подчеркивает социальную роль добра, определяя его как пользу для другого; то есть опять же удовлетворение потребностей, но уже не для себя - польза, а для людей. Корнем же нравственности является "сочувствие".
Последний и наиболее значимый выпуск "Философии техники" назван "Техницизм". В самом общем виде техницизм определен как строительство жизни. В качестве теории техницизма Энгельмейером предлагается "Трехактная теория творчества". Основные положения этой теории таковы.
Человек творит искусственный мир. Этот искусственный мир называется культурой, и в нем различается культура вещественная и культура духовная. Под вещественной культурой разумеется искусственный мир, внешний человеку, а под духовной культурой понимается искусственный мир, созданный человеком внутри себя самого. Техницизм является учением о человеческой деятельности, а стало быть и о человеческой жизни, поскольку она неразрывно связана с деятельностью.
В качестве обобщенного итога теории творчества Энгельмейер рассматривает триединую сущность творческого человека: чувства, разум и волю. В таблице показаны эти три "ипостаси человека".
Собственно же деятельность человека, подразделена Энгельмейером на три акта: интуитивный, дискурсивный или рассудочный и рефлекторный .
Разрабатывая вопросы, связанные с изобретательством, Энгельмейер вышел на уровень проблем инновационной деятельности. И хотя в его работах мы не встретим слов инноватика и нововведение, фактически разбираются именно эти понятия в современном их толковании. Поэтому работы Энгельмейера так же "классичны" и всегда актуальны для инженера, как "классичны" и всегда актуальны работы Платона, Гегеля, Канта для философа. Многие положения "Теории творчества" и "Философии техники" не только не утратили своей актуальности, но только-только начинают осознаваться специалистами и обществом в целом.
Труды Энгельмейера, по нашему мнению, следует изучать в высших технических учебных заведениях, начиная с первого курса, так, как изучают русский язык и литературу в школе.
Немного больше о технологиях >>>
Суперкомпьютеры, доступные всем
Два
раза в год – в июне и ноябре – университеты Мангейма и штата Теннеси вместе с
Национальным научно-исследовательским вычислительным центром при Министерстве
энергетики США публикуют список пятисот самых высокопроизводительных
суперкомпьютеров – Top500, куда включают сведения ...
Основы теории вихревой гравитации и строения вселенной
Предлагаемая в данной статье модель
показывает, что источником всемирной гравитации, сотворения небесных тел и их
движения во Вселенной является вихревое вращение космической сплошной среды,
называемой эфиром, а также уменьшение давления в этом эфире, направленное к
центру его ...